Джо Друин (Joe Drouin)

Энтузиаст ножей, который демонстрировал свою коллекцию ножей ручной работы на крупнейших выставках и служил пиарщиком №1 в кастомной индустрии на протяжении более двух десятилетий, был принят в число номинантов в июне этого года на выставке BLADE Show. Немногие, если вообще кто-либо, продвигали индустрию ручной работы, просвещая публику на выставках ножей и через статьи в журналах так, как это делал житель Бремертона, штат Вашингтон, и он принял свое вступление с типичной скромностью.

"Быть членом Зала славы вместе с такой уважаемой компанией, которая сделала гораздо больше, чем я, просто поражает меня", - отметил 67-летний мужчина.

Ветеран ВМС и ВВС США, который начинал с коллекционирования заводских ножей, а затем стал коллекционером ножей ручной работы в 1977 году, увидев коллекцию Джека Холифилда на оружейной выставке в Лас-Вегасе. Купив свой первый нож ручной работы у Джима Пью, а второй - у Бастера Варенски, Джо собрал свою коллекцию и начал возить ее на ножевые выставки в 1978 году, и с тех пор делает это до сих пор.

Друэн выбрал Бутча Винтера, давнего ножевого писателя и коллекционера ножей ручной работы, чтобы представить последнего участника на банкете награждения BLADE Show, и Бутч рассказал о вкладе Джо так, как может рассказать только коллега-коллекционер.

"Джо использовал свою выставку, чтобы поделиться с другими своей любовью к кастомным ножам, что, без сомнения, пробудило их интерес и побудило многих из них начать свои собственные коллекции кастомных ножей. Почему это важно?" риторически спросил Винтер. "Это важно, потому что движение кастомных ножей не могло бы процветать без коллекционеров. Если бы коллекционирование серийных ножей прекратилось завтра, то это было бы лишь незначительным отклонением в доходах этих компаний, но если бы прекратилось коллекционирование заказных ножей, то сколько производителей заказных ножей смогли бы остаться в бизнесе?

"Возможно, кастомные ножи появились как лучшие ножи для охотников и любителей активного отдыха, но те из нас, кто охотится, знают, что преданному охотнику действительно нужен только один хороший нож, максимум два, и подавляющее большинство охотников собираются купить самый недорогой нож, который они могут купить. Остальные деньги они потратят на другое необходимое им охотничье снаряжение.

"Если бы изготовление ножей для охотников оставалось единственной целью мастеров, - утверждает Винтер, - то, по всей вероятности, вместо растущего, жизнеспособного движения, которое мы наблюдаем сегодня, когда новые мастера появляются на сцене во все возрастающем количестве, остались бы единицы, делающие превосходные охотничьи ножи, как это было во времена Уильяма Скейгела, Фрэнка Рихтига и Гарри Морсета".

"Именно коллекционеры привели ножи на заказ к тому уровню, на котором они находятся сегодня. За последние 30 лет те из нас, кто наблюдал и переживал феномен кастомных ножей, видели, как коллекционеры приходили и уходили. Мы также видели коллекционеров, которые приходили и оставались. Некоторые из них бескорыстно отдавали свое время и сокровища, выставляя свои коллекции для продвижения кастомных ножей и кастомного ножевого движения.

"Никто не подходит под это описание лучше, чем Джо Друин". заметил Винтер. "На протяжении многих лет он демонстрировал свою преданность кастомным ножам, путешествуя дальше, работая больше и показывая свою коллекцию большему числу любителей ножей, чем кто-либо другой. Он станет первым коллекционером кастомных ножей, включенным (исключительно из-за коллекционирования ножей ручной работы) в Зал славы столовых приборов. Это не могло случиться с более приятным парнем".

Все хорошее, конечно, заканчивается, и удивительная серия Друэна по представлению своей коллекции на крупных ножевых выставках тоже закончилась. Страдая от ухудшающегося здоровья, Джо больше не в состоянии таскать 40-фунтовые чемоданы, полные ножей, через досмотр в аэропорту и устанавливать три или около того выставочных стола на выставках - хотя он будет продолжать выставлять свою коллекцию в особых случаях на Северо-Западе США.

Однако Гильдия ножеделов поможет поддержать наследие Друэна, выставляя на будущих выставках Гильдии, включая последнюю выставку в Новом Орлеане, секцию ножей умерших ножеделов Гильдии "In Memoriam". Кроме того, другие ножи из коллекции Друэна будут храниться в музее ABS в Литл-Роке, штат Арканзас, и в Национальном музее ножей в Чаттануге, штат Теннесси.

"Я хочу, чтобы моим наследием стало то, что я делюсь своими ножами с публикой", - сказал Джо. "Мне нравится просвещать публику, будь то ножи ручной работы или заводские ножи. Мне нравилось писать информативные статьи в ножевых журналах. Мне нравилось повторять одно и то же снова и снова публике на выставках.

"Я помогал новым коллекционерам, которых пугали такие выставки, как моя. Я говорю им: дело не в том, сколько у вас ножей, а в том, что у вас есть и как вы их представляете".

И то, как Друэн представлял ножи ручной работы на протяжении многих лет, не ради своей личной выгоды, а как инструменты для обучения и развлечения тех, кто его слушает, стало заслугой индустрии, которая принесла, приносит и будет приносить пользу еще долгие годы.

Боб Шримшер (Bob Schrimsher)

Именно Шримшер в 1969 году основал компанию Bob Schrimsher's Custom Knifemaker's Supply в Эмори, штат Техас, которая в то время была, по сути, единственным поставщиком ножей.

"Не было ни Koval Supply, ни Sheffield Supply, и Knife And Gun Finishing Supplies не существовало. Боб был им", - отметил А.Г. Рассел, член Зала славы, который помог ввести Шримшера в Зал на банкете награждения BLADE Show 2001 года.

По словам Рассела, в 69-м году он передал Шримшеру все свои источники для покупки стали, латуни, никелевого серебра и материалов для рукояток, и с тех пор и до 1980-х годов Боб снабжал ножевых мастеров повсюду.

"Он был другом для всех, кто делал ножи", - вспоминает Эй Джи. "Он один из самых приятных людей в отрасли, и это в отрасли, полной очень приятных людей".

Согласно статье о Шримшере, написанной в начале 1970-х годов, первый каталог Боба, выпущенный в 69-м году, включал "семь различных клинков, шесть стилей ножен, семь видов дерева, пять различных изделий из оленя, шесть размеров латунных ножен и шесть размеров камней".

Как писал Хьюз, две трети штатных ножеделов того времени получали свои материалы от Шримшера. Среди них были Тед Дауэлл, Д.Е. Генри, Корбет Сигман, Ллойд Хейл, члены Зала славы столовых приборов Боб Лавлесс и Бо Рэндалл и многие другие, включая члена Зала славы столовых приборов Блэки Коллинза.

Из-за ухудшения здоровья Шримшер не смог присутствовать на банкете, чтобы принять награду, поэтому Коллинз принял ее за него. Рассел сказал, что он предложил оплатить расходы Боба на проезд и проживание, но давний поставщик просто физически не смог присутствовать. Блэки поддерживал связь со Шримшером на протяжении многих лет и вспоминал их первую встречу.

"Когда я впервые встретил Боба (примерно в 1970 году), я позвонил ему и рассказал о некоторых необходимых мне материалах", - начал Коллинз. "Он пригласил меня приехать к нему в Эмори". Когда Блэки переступил порог склада Шримшера, его челюсть упала.

"Я подумал, что попал в мекку ножеделов, потому что в глубине склада были штабеля и штабеля вещей, которые для меня были как золото - микарта, слоновая кость, олень, все виды стали, все виды латуни, все, что только может понадобиться ножеделу", - вспоминает Коллинз.

У Шримшера также было всевозможное оборудование для изготовления ножей, и он познакомил Блэки со шлифовальным станком с квадратным колесом. До этого времени, отмечает Коллинз, он считал, что точильный станок с квадратным колесом - это чья-то неудачная шутка.

"Я купил свой первый станок с квадратным колесом у Боба", - сказал он, добавив, что до сих пор пользуется некоторым оборудованием для изготовления ножей, которое он приобрел у Шримшера.

Стоя на складе Боба в тот роковой день около 1970 года и глядя на все эти принадлежности для изготовления ножей, Блэки вдруг осенило: во сколько ему обойдутся необходимые материалы?

"Потому что одна общая черта всех ножеделов в 60-х и 70-х годах, - говорит Коллинз, - это отсутствие денег. Все мы были как бы на мели - за несколькими заметными исключениями. Но Боб сказал: "Бери только то, что тебе нужно, а я сказал: "Я бы с удовольствием, но не могу позволить себе то, что мне нужно". Он сказал: "Заплати мне, когда получишь деньги", и я был поражен; он меня не знал".

"Но потом я узнал, что Боб был таким почти с каждым. Он позволил бы вам пойти на его склад ... и выбрать то, что вам нужно, составить список того, что вам нужно, сказать ему, что вы получаете, заплатить ему, что вы можете, и заплатить ему, когда вы можете.

"Вероятно, я был должен Бобу много денег в течение долгого времени, - отметил Коллинз, - как и ... многие ножеделы".

До сих пор есть мастера, обязанные Шримшеру - не только деньгами, но и за все те случаи, когда он предоставлял им материалы, оборудование и другие услуги.Как отметил Рассел, "Боб Шримшер в течение многих лет возил ножеделов".

Для такого человека введение в Зал славы кажется недостаточным. Не только некоторые мастера все еще должны ему за несметное количество материалов для изготовления ножей, но и индустрия ручной работы в целом обязана ему за значительную часть своего существования.

Руди Руана (Rudy Ruana)

Руана, финн по происхождению, родился 11 апреля 1903 года. Свой первый нож он сделал еще мальчиком из гвоздя, используя отцовскую кузницу для нагрева стали. В начале 1920-х годов он служил в армии в качестве кузнеца и кузнеца. Он делал ножи, высыпая порох из гильз калибра 30-06 и выбивая из них небольшие лезвия с помощью молотка и наковальни. Полученные ножи он продавал по 50 центов за штуку. Как-то во время службы он выковал нож из части автомобильной рессоры Ford, которую нашел в канаве на обочине дороги. Автомобильные рессоры были источником ножевой стали, к которому он возвращался снова и снова.

В 1932 году он женился на Хельми Хеллман. В 1938 году Руана нашел работу сварщика и механика в гараже Боннера и начал делать охотничьи ножи на регулярной, хотя и неполной основе. Он продолжал делать ножи в течение 40-х и в начале 50-х годов, к тому времени заказы стали накапливаться. В 1953 году он решил заняться изготовлением ножей на полную ставку.

Ножи Руана отличаются неповторимым стилем. Первые его ножи были изготовлены из ванадиевой пружинной стали и кремнемарганцевой пружинной стали. В 1962 году он начал использовать высокоуглеродистую сталь 1095. Вот как он описывал свои ножи в каталоге 1966 года:

"Эти ножи изготовлены путем сочетания ручных процессов и использования современных электроинструментов. Клинки изготовлены из лучшей высокоуглеродистой пружинной стали, выкованы на современном молоте, отшлифованы вручную, закалены в масле и термически обработаны. Рукоятки сделаны из алюминия, отлиты прямо на танге, со вставками из рога лося из Монтаны, скошенными и приклепанными".

В общей сложности за годы работы Руана предложил почти 40 моделей, в том числе несколько больших, впечатляющих ножей, а также сделал несколько ножей по специальным заказам. По большей части он делал их недорогими и предназначенными для использования, как и положено ножу бога. Ножи пользовались огромной популярностью у охотников, настолько, что Хельми вспоминает, как охотники из Орегона и Вашингтона, направляющиеся в Монтану, стучались в дверь Руана в три часа ночи, чтобы купить ножи.

Как писал Мартин Онишук: "Охотник, траппер или проводник мог показать другому, как этот прочный нож, выкованный коренастым финном, мог расщепить грудинку лося или, в крайнем случае, открыть банку бобов и при этом сохранить бритвенную остроту".

В 1964 году Руана понял, что никто из его сыновей не хочет присоединиться к нему в изготовлении ножей. В результате он объявил о планах закрыть бизнес и выйти на пенсию через четыре года в 65 лет.

Однако его зять, Виктор Хангас, муж Илоны, уволился с работы и перешел работать к Руане, постепенно беря на себя все больше и больше обязанностей по изготовлению ножей. Руди остался и вышел на пенсию только в 1984 году в возрасте 81 года. На протяжении всего этого он часто работал шесть дней в неделю в своей кузнице и на точильных станках. Он умер 29 апреля 1986 года.

Ножи Ruana по-прежнему изготавливаются по старинке в Боннере Виктором Хангасом и пользуются спросом по всей стране. В ассортименте 17 моделей боуи и около 25 охотничьих и шкуросъемных ножей, а также несколько топориков. Цены варьируются от $55 до $425, причем типичный охотничий нож продается примерно за $85, по состоянию на 2002 год.

Д'Алтон Холдер (D’Alton Holder)

После 37-летней карьеры, в течение которой он сделал бесчисленное количество своих знакомых охотничьих ножей с фиксированным лезвием и рукоятками из натуральных материалов и прослужил Гильдии ножеделов столько, сколько никто другой, Д'Алтон Холдер стал членом избранного клуба Зала славы журнала Blade Magazine.

Опередив второго финалиста с перевесом два к одному в голосовании действующих членов Зала славы, Холдер, образно говоря, выбил дверь после того, как стучался в нее столько лет. Человек, известный многим просто как "Д", сделал свой первый нож в 1966 году, продавая его в основном на оружейных выставках до 1973 года, когда он вступил в Гильдию. Он был избран директором совета Гильдии в 1976 году и проработал в совете 23 года, в течение которых занимал все должности в совете, включая три срока в качестве президента. Его лидерство помогло поддержать Гильдию в первые годы ее существования, и он продолжает оказывать влияние на нее и по сей день.

В 1975 году Холдер организовал Ассоциацию ножеделов Аризоны и был ее президентом в течение пяти лет. В 1982 году он получил награду Red Watson Award от Гильдии, а в 1983 году - награду American Firearms Industry Award of Merit, став единственным ножеделом, удостоенным этой чести. В 1994 году ему была вручена награда Beretta Award за выдающиеся достижения в производстве ножей. Он также три года был президентом Аризонского клуба коллекционеров ножей.

Он является членом совета регентов Американского института ножей и инструментов. Холдер также был одним из лауреатов премии издателя журнала Blade за 1998 год за его усилия по поддержке AKTI.

Он научил десятки ножеделов делать ножи и помог десяткам других мастеров стать более искусными в этом ремесле. "Он подает пример", - отметил один из членов Зала славы, - "и демонстрирует превосходное мастерство в своих ножах".

В своей речи, посвященной Холдеру на банкете по случаю вручения наград на BLADE Show 2003 года, мастер-кузнец ABS Тим Хэнкок, давний друг участника, возможно, сказал лучше всего:"Его ножи воплощают его философию искусства и его приверженность к великой работе и деловой этике", - начал Хэнкок. Он, несомненно, стал другом каждого, кому продал нож".

"Он также видел необходимость формировать будущее отрасли, которую он любил. В свое свободное время он давал советы, помогал и консультировал множество коллег-энтузиастов, пропагандистов ножей и начинающих ножеделов в их стремлениях в этой отрасли. Проще говоря, те из нас, кто знает его лично, сказали бы, что его самая удивительная черта - это бескорыстная преданность делу помощи другим.

"У него образцовая трудовая этика, с которой мало кто из мастеров может сравниться", - продолжает Хэнкок. "Ножи, которые он делает, являются продолжением его подписи - они выделяются в толпе как его, даже не видя на них имени".

"Человек, о котором я говорю, сказал бы, что он просто мастер ножей. На самом деле, он шутит о соотношении грязи и мусора, которые образуются при производстве ножа. Когда его спрашивают, что он делает, он обычно отвечает: "Делаю грязь". Без сомнения, он сделал больше, чем просто грязь и ножи - он оставил настоящий след в мире".

Майкл Уокер (Michael Walker)

В 1975 году он занимался изготовлением ювелирных изделий, когда Патриция Уокер подарила ему большой фолдер Gerber и экземпляр журнала BLADE Magazine, тогда известного как American Blade. Он был удивлен, увидев, что люди делают ножи совсем не так, как он делал ювелирные изделия. С этого момента он увлекся изготовлением ножей и 1 января 1980 года перешел на полный рабочий день.

"К счастью для ножевой индустрии, - подчеркнул Центофанте, - он был и остается ножевым мастером с тех пор". Первые 10 ножей Уокера были с фиксированными лезвиями. Его друг хотел продать эти ножи, но у них не было ножен. Уокер согласился сделать ножны, но обнаружил, что их изготовление - это более трудоемкая работа, чем изготовление ножей, и не такая приятная.

И тут его осенило - ему не нужно делать ножны, если он делает складники! К сожалению, он не сразу понял, что изготовление складников - это тоже не пикник.

"Его первые фолдеры были со скользящим соединением, и для их открытия требовались плоскогубцы", - шутит Центофанте. "Наконец, путем проб и ошибок, его навыки изготовления ножей улучшились, и он начал делать замки". В конце 1980 года Уокер начал искать систему замков, более подходящую для его инструментов и уровня мастерства. Он искал нож, который можно было бы открывать и закрывать одной рукой без необходимости поворачивать его в руке.

В ходе одного из экспериментов он создал небольшой боковой замок с двойной кобурой, который впоследствии стал известен как LinerLock. "Он думал, что у него есть возможности", - говорит Центофанте.

В 1981 году Уокер приобрел еще больше оборудования для изготовления ножей. В том же году он зарезервировал столик на Нью-Йоркской выставке пользовательских ножей. Он взял с собой несколько складников - половина из них была замками, половина - его новыми LinerLocks.

"Один из дилеров посмотрел на LinerLocks и сказал Майклу, что он зря тратит время", - вспоминает Центофанте. "Переходите на отмычки", - сказал он ему, - "никто никогда не купит эти LinerLocks"".

В следующем году Уокер провел многочисленные эксперименты с материалами и конструкцией, включая изготовление двухлопастных LinerLock из Stellite® и, в конце 1983 года, из титана. Титан 6AL4V оказался идеальным материалом для его LinerLocks. Как объяснил Центофанте, Уокер обнаружил, что титановая пружина лайнера очень хорошо прилегает к стальному лезвию и имеет хорошие пружинные характеристики. 1985 год стал знаменательным для Уокера. Он делал тактические замки LinerLock - хотя в то время их еще не называли тактическими - и работал с компанией Reactive Metals.

"Майкл построил анодирующее устройство, а Патриция первой стала гравировать титан и создавать цветную титановую гравировку на ножах", - отметил Центофанте. В том же году Уокер добавил шариковый фиксатор к замку LinerLock. Этот фиксатор устраняет царапины, которые могут появиться при открывании и закрывании ножа. Кроме того, Уокер добавил отверстие в хвостовике клинка для установки шарикового фиксатора, когда нож закрыт.

В результате замок LinerLock открывается и закрывается правильно, уменьшается люфт лезвия, а также снижается вероятность случайного открытия ножа. В 85-м году он также запатентовал замок Button Lock (патент США № 4,551,917), один из более чем 20 различных разработанных им механизмов блокировки. Ища способ сделать свои замки LinerLocks тоньше, он также создал систему инкрустированных пружин.

Уолкер переехал в Таос, штат Нью-Мексико, в 1989 году в надежде получить гарантированную работу для поддержания своей карьеры ножедела. В то время танто были актуальны, и он решил сделать несколько своих танто LinerLock, дизайн которых он впервые представил в начале 80-х годов. Патриция разработала для ножей специальные рисунки и узор для гравировки.

"Майкл поместил цветное объявление в BLADE о выпуске 50 штук по цене 400 долларов за штуку. Отклик был великолепным. Работа была обеспечена, они продали все 50 ножей, так что им оставалось только сделать 50 ножей", - вспоминает Центофанте.

В том же году Уокер зарегистрировал торговую марку на название LinerLock, а не на сам механизм.

Затем наступили 1990-е годы, десятилетие, которое ознаменовалось бурным ростом ножей, изготовленных на заводах и под заказ, и Уокер обнаружил, что его разработки пользуются большим спросом и воспроизводятся такими компаниями, как Boker, Columbia River Knife & Tool, Klotzli, Schrade и Spyderco, среди прочих. В 1997 году вместе с Лейком он запатентовал систему безопасности ножей Lake And Walker Knife Safety (LAWKS) для замков LinerLocks.

В 1999 году Уокер запатентовал замок BladeLock (патент США № 4,979,301) и клинок Zipper (патент США № 4,896,424), последний - метод, который он ввел в 80-х годах, сплавляя два разных металла для получения клинка с твердой кромкой и прочной спинкой.

В 1983 году он стал членом Гильдии ножеделов с правом голоса. В прошлом он был удостоен самой престижной награды Гильдии ножеделов - Red Watson Award - за самоотверженное проявление духа сотрудничества с коллегами по Гильдии, за который так почитали Уотсона. В 2000 году Гильдия приняла резолюцию, признающую Уокера изобретателем замка LinerLock. В 2003 году на выставке Art Knife Invitational в Сан-Диего фолдер Уокера получил самую высокую цену и стал самым дорогим ножом, проданным на выставке.

Его мастерство изготовления ножей признано не только в США, но и в Европе, но именно его новаторская роль в создании ножевых механизмов, вероятно, всегда будет наиболее известна.

В 1992 году он был включен в список "Кто есть кто среди американских изобретателей". 

Как отметил Центофанте, "эти инновации широко используются как заказчиками, так и фабричными производителями": LinerLock, одно, два и три лезвия, с одинаковыми и противоположными концами; упор, шайбы из фосфористой бронзы, тефлона и нилатрона; отдельный стопорный штифт и проставка, а также ступенчатый стопорный штифт; шариковый фиксатор, содержащийся в патенте США № 4,896,424; рампа для большого пальца на танге; и одновинтовое крепление клипсы.

Пожалуй, ни один другой мастер ножей не сравнится с Уокером так близко, как Рон Лейк. Изначально планировалось, что Лейк представит Уокера, но он не смог присутствовать на церемонии. Вместо этого он прислал следующее письмо:

"Очень редко в какой-либо отрасли встречается изобретение, которое приносит всем такую глубокую пользу, как замок LinerLock. Он открыл горизонты для тех, кто делает ножи вручную, для маленьких начинающих компаний, для средних и крупнейших производителей ножей. Он используется во всем мире и является замком, который выбирают для многих тактических, спортивных ножей, ножей для выживания, ножей с автоматическим открыванием и автоматических ножей, и даже мультиинструментов.

"Некоторые считают, что если что-то не запатентовано, то это действительно не было изобретено. Я хотел бы отметить, что один из величайших подарков человечеству по тем или иным причинам так и не был запатентован - это рентген, созданный немецким физиком Вильгемом Рентгеном. Хотя изобретение LinerLock не спасает жизнь, как рентген, оно дало новое дыхание индустрии столовых приборов и влило адреналин в этот бизнес. Это средство и путь, благодаря которому на рынке появились новые стили ножей, и многие другие на горизонте. Взгляните на ситуацию в ножевом бизнесе, а затем подумайте, как бы она выглядела без LinerLock.

"Пишут, что Майкл Уокер популяризировал замок LinerLock. Он не популяризировал его, но многие сотни ножевых мастеров по всему миру и многие производители, использующие эту конструкцию, сделали это, некоторые - с технической помощью Майкла.

"Я хочу официально заявить, что замок LinerLock так же важен или даже более важен для индустрии столовых приборов, чем модель 1911 auto Джона Браунинга для оружейной промышленности, и я верю, что история докажет мою правоту".

"LinerLock" был изобретен Майклом Уокером, и его подпись навсегда останется на этом непревзойденном подарке. С его включением в Зал славы он наконец-то получил признание".

Джордж "Буч" Винтер (George “Butch” Winter)

Джордж "Буч" Винтер - пионер коллекционирования ножей ручной работы, друг тех, кто работает как на ручном, так и на фабричном рынке, и человек, который помогал вести хронику становления феномена современных столовых приборов - стал последним членом Зала славы столовых приборов журнала Blade Magazine.

Уэйн Хенсли, давний мастер ножей и близкий друг Винтера, ввел Бутча в Зал славы во время банкета по случаю вручения наград BLADE Show в отеле Renaissance Waverly в Мариетте, штат Джорджия, 5 июня этого года. В результате голосования действующих членов Зала славы Бутч победил в списке номинантов, в который входили Джим Бэтсон, Лес де Асис, Деннис Эллингсен, Джерри Фиск, Тим Лезерман, Харви МакБернетт, Эл Мар, Кен Онион, Альфред Пендрей, Хэнк Рейнхардт и Джим Шмидт. Действующие члены Зала славы также определяли номинантов.

Хотя это была достойная дань уважения Бутчу, введение в Зал славы произошло слишком поздно, чтобы он успел насладиться этим. Он скончался в 2004 году.

Тим Лезерман (Tim Leatherman)

Тим Лезерман, основатель компании Leatherman Tool Group в Портленде, штат Орегон, лидер современного движения мультиинструментов, охватившего не только ножевую индустрию, но и почти весь мир, стал в 2006 году членом Зала славы.

Во время банкета BLADE Show's BLADE Magazine Awards в субботу вечером, 17 июня, в бальном зале Джона А. Уильямса в Cobb Galleria Centre в Мариетте, штат Джорджия, Leatherman занял свое законное место среди других гигантов ножевой индустрии.

Один из коллег Leatherman по Залу славы ножевой индустрии, А.Г. Рассел из компании A.G. Russell Knives, представил нового члена Зала перед аудиторией национальных и международных профессионалов ножевого дела, любителей ножей, членов семьи и друзей.

"Я хотел бы поговорить об упущенных возможностях", - начал Рассел. "Я был на выставке NRA в Сиэтле, и тут подходит один парень и говорит, что у него есть изобретение, которое он хочет, чтобы я продал. Но это был не перочинный нож, я не распознал его как перочинный нож и упустил возможность".

"Я не самый глупый человек на свете. У Пита Гербера была возможность купить бизнес Leatherman до того, как он стал широко известен за мизерную сумму, и он не сделал этого. У Альберта Баера, который считается самым умным человеком в этой отрасли, была возможность купить бизнес Leatherman, но он отказался предложить адекватную сумму денег.

"Так что, - заметил А.Г., - если когда-нибудь в другой жизни я встречу джентльмена, продающего новое изобретение, я буду думать об этом гораздо больше".

Хотя об этом часто рассказывают, историю зарождения современного мультитула стоит повторить. В 1976 году Лезерман, будучи аспирантом инженерного факультета, путешествовал по Европе, когда у него возникли проблемы с автомобилем. У него не было инструментов для ремонта, поэтому он изобрел то, что стало известно во всем мире как Leatherman Tool, и "тем самым основал огромный сегмент ножевой индустрии", - отметил Рассел.

После представления А.Г. новый участник подошел к подиуму под гром аплодисментов.

"Для меня большая честь присоединиться к Эй Джи и другим великим легендам мира столовых приборов в Зале славы столовых приборов журнала Blade", - предварил свое выступление Лезерман. "Что касается того, являюсь ли я одной из этих легенд, я не уверен... Но даже если человек не является легендой, если его вводят в зал славы, можно подумать, что это означает, что он или она знамениты, но в моем случае я не уверен, что это так".

В доказательство своей точки зрения он привел два случая, в том числе следующий.

"Мы летели обратно в Портленд, - вспоминает Лезерман, - и у меня на воротнике была булавка, которую стюардесса опознала как Leatherman Tool. Она спросила меня, являюсь ли я владельцем Leatherman Tool Group. Я ответил: "Да. Я один из владельцев". Я спросил ее, откуда она знает.

Она сказала, что живет в Портленде и узнала меня, увидев где-то мою фотографию, возможно, в местной газете или в одном из деловых журналов". "Может быть, в Fortune 500", - сказала она в шутку, на что я мог только ответить: "Хотелось бы".

Лезерман задал риторический вопрос восприимчивой аудитории. "Никто из нас не вошел в список Fortune 500, и для большинства из нас это было бы за пределами наших самых смелых мечтаний, но мы делаем то, что важнее всего - получаем удовольствие от того, что делаем".

Многие в банкетном зале пробормотали в знак согласия.

"Для меня большая честь быть признанным сегодня, но я думаю, что вы чествуете меня не только за то, что я дизайнер оригинального инструмента Leatherman", - отметил он. "Я думаю, вы также чествуете меня за все другие инструменты, которые представила компания Leatherman Tool Group, такие как Leatherman Super Tool, Micra, Wave, Juice series, Squirts, Charge и, совсем недавно, наши складные ножи".

"Но за них мы должны отдать должное другому человеку, присутствующему сегодня здесь... величайшему в мире дизайнеру мультиинструментов Бену Ривере".

Ривера встал и был встречен громкими аплодисментами. Затем Лезерман рассказал историю о том, как его жена Чау, которая также присутствовала на церемонии, сыграла решающую роль в создании первого современного мультитула.

"К тому времени, когда мы вернулись в 1976 году из нашего девятимесячного путешествия по Европе, я объяснил ей свою идею карманного ножа с плоскогубцами и спросил ее, могу ли я сделать один, только один, только для себя, прежде чем я выйду и найду настоящую работу. Конечно, я должен признаться, что даже тогда у меня была мысль, что если это понравится мне, то, возможно, понравится и другим, и я смогу создать на этом бизнес.

"Но у этой прекрасной дамы был только один вопрос", - вспоминает он. "Она спросила: "Сколько времени это займет?". Я ответил: "О, может быть, месяц". Она сказала: "Хорошо", и пошла на работу, чтобы поддержать нас, а я пошел в гараж, взял напильник и ножовку и попытался построить то, что было у меня на уме".

Через три года" - Лизерман усмехнулся, и аудитория засмеялась в знак благодарности - "у меня был прототип, который мне нравился, но не нравился никому, поэтому я потратил еще пять лет на поиски покупателя, в течение которых я модифицировал инструмент и, наконец, пришел к функциям, цене и качеству, которые хотел рынок". И все это время ее вера в меня не ослабевала".

В заключение Лезерман дал собственную оценку положению Leatherman Tool в ножевом сообществе.

"Еще в начале своего существования существовал вопрос о том, считаются ли инструменты Leatherman частью индустрии столовых приборов", - отметил он. "В моем воображении я разработал карманный нож с парой плоскогубцев, но общественность воспринимала его как инструмент с лезвием ножа". "Но благодаря сегодняшней награде вопрос о том, считаются ли инструменты Leatherman частью индустрии столовых приборов, получил окончательный ответ. И я хотел бы поблагодарить вас за то, что приняли меня в месте, которое я всегда считал своим домом".

Дэн Деннехи (Dan Dennehy)

После банкета по случаю вручения наград BLADE Knife Of The Year на выставке BLADE 2007 в Атланте один из наблюдателей сказал: "Приятно видеть, как кто-то попадает в Зал славы столовых приборов, который действительно ценит эту честь".

Этот "кто-то" - Дэн Деннехи. Конечно, дело не в том, что предыдущие участники не ценили свое включение - отнюдь нет, просто пронзительная речь Деннехи была одной из самых проникновенных за всю историю Зала.

В своей речи, посвящая Деннехи в члены Зала, знаменитый Д' Холдер задал тон в Большом бальном зале отеля Renaissance Waverly, отметив, что этот человек занимается изготовлением ножей уже 65 лет.

"Свой первый нож он сделал во время службы в военно-морском флоте", - отметил Холдер. "В те первые годы он обнаружил материал, который использовался для изготовления оснастки, приспособлений и кронштейнов на верфи, и вскоре понял ценность этого неразрушимого материала под названием Micarta®. Он поделился этим материалом с несколькими другими производителями, включая Бо Рэндалла, Джона Нельсона Купера и Боба Лавлесса".

Отслужив 30 лет на флоте, Деннехи поселился в Юме, штат Аризона, где открыл свой магазин и стал постоянным мастером ножей.

"Он является одним из основателей Гильдии ножеделов и написал большую часть устава Гильдии, - продолжает Холдер.

В 1976 году Деннехи переехал в Дель-Норте, штат Колорадо, где с тех пор и находится магазин ножей Dan D. В долгой карьере 84-летнего Деннехи было много ярких моментов, в том числе один из его боуи, выставленный в Аламо, и его долгое участие в метании ножей, включая несколько лет проведения семинара по метанию ножей и томагавков на BLADE Show, кульминацией которого стало его включение в Международный зал славы метателей ножей в 2003 году.

Однако Деннехи хотел поговорить о своей семье - на банкете присутствовали почти все члены клана Деннехи, включая его сына, подполковника Кевина Барри Деннехи из сил специального назначения армии США, только что закончившего службу в Афганистане, - и о друзьях, которых он приобрел на этом пути. Среди этих друзей - его бывший ученик, ставший начальником цеха компании Dan-D, Нил Линдсей, упомянутые выше Холдер, Рэндалл, Купер и Лавлесс, а также А.Г. Рассел, Дэрил Майер, покойные ножеделы Клайд Фишер и Мерл Сегуайн, метатель ножей Боб Карп и другие. В заключение он сказал: "Это венец моей жизни".

Из всех воспоминаний, которыми поделился Дэн, наибольший резонанс вызвало его воспоминание о первой встрече с Рэндаллом.

Это был 1942 год, и Деннехи был 19-летним моряком и начинающим ножевым мастером на полставки, расквартированным в центральной Флориде. Однажды без предупреждения он решил навестить мастера-ножовщика Бо Рэндалла, у которого был магазин в нескольких милях к северу от места службы Деннехи. Деннехи добрался до Орландо, где он наткнулся на магазин Рэндалла "посреди апельсиновой рощи". Это была встреча, которая навсегда изменила жизнь Деннехи.

"Я постучал в дверь, вышел этот видный джентльмен и сказал: "Да, что я могу для тебя сделать, моряк?". И я имел наглость сказать ему, что я ножевой мастер!"". сказал Деннехи благодарной аудитории банкета. "И я хочу поговорить с вами о ножах!".

К сожалению, уважаемый джентльмен, которым, конечно же, был Рэндалл, сказал, что в это время у него в доме много гостей, и не мог бы молодой человек прийти позже?

Деннехи принес свои извинения и уже собирался уходить, когда Рэндалл спросил его, где его машина. Когда Деннехи ответил, что добирался автостопом, Рэндалл сказал: "Боже мой, ты проделал весь этот путь на попутках? Пойдем, выйдем в магазин". Когда Деннехи спросил: "А как насчет вашей компании?". Рэндалл ответил: "Они просто кучка гражданских. Давайте выйдем в магазин".

Рэндалл спросил своего гостя, что он имеет в виду. Деннехи сказал, что только что начал делать ножи и хотел бы получить один из клинков Рэндалла, чтобы приделать к нему свою собственную рукоятку. Рэндалл согласился, и Деннехи выбрал универсальный боевой нож Randall No. 1.

"Он взял нож в руки, разжег кузницу и положил туда нож. Пока все нагревалось, мы разговаривали о ножах, и я спросил его о секретах изготовления ножей. Он сказал, что никаких секретов нет, есть только базовые вещи, которые все знают, и любой, кто скажет вам, что есть куча секретов, просто обманывает вас", - вспоминает Деннехи.

"Тем временем он выковал для меня этот нож, подверг его термообработке, отполировал и сказал: "Вот он", и это делает сам мастер, а я сижу и смотрю на него! И я носил этот нож всю Тихоокеанскую войну, и он хорошо мне послужил. И я жалею, что не сохранил чек, который он взял с меня за это - 8,50 долларов за нож ручной работы от самого мастера".