Начинающий коллекционер, который общается с опытными мастерами, поставщиками и коллекционерами, скоро узнает, что "подгонка и отделка" - это очень хорошая черта, которой должны обладать ножи в его коллекции.

При всем при этом, является ли подгонка и отделка ключом к тому, чтобы нож был всем, чем он может быть, или же нож, демонстрирующий их, просто выглядит красивее и стоит дороже? Или ответ лежит где-то посередине?

Тим Бриттон, который занимается изготовлением высококачественных изделий, сказал: "Нигде не должно быть видно клея или припоя. Никаких зазоров в неподходящих местах. Соединения металла с металлом должны быть неразличимы. И никаких видимых царапин или следов шлифовки, и точка". "Одна вещь, которую мастера должны уметь делать хорошо, - замечает он, - это отделка металла".

Помимо того, что Тим является продавцом, он еще и отставной мастер-кузнец и знает, что такое подгонка и отделка с точки зрения изготовителя. "Я определяю подгонку и отделку заказного ножа так: привлекателен ли он в целом для глаз, - начинает он, - нет ли явных пробелов в подгонке гарды или рукояти, действительно ли это дизайн, который будет работать?".

Тим подчеркивает, что хороший, продуманный дизайн является одним из факторов. "Первое, на что я обращаю внимание, это общий внешний вид. Является ли дизайн чистым? Есть ли органичный поток? Как он ощущается в руке при различных вариантах захвата? Затем я смотрю на более тонкие детали, такие как посадка гарды, отделка лезвия, дизайн рукояти и удобство", - объясняет он. "Как мастер-кузнец я также обращаю внимание на такие вещи, как геометрия кромки, конические тангенты и врезные резы. Все это должно быть выполнено должным образом в изделии с отличной подгонкой и отделкой".

Равенство всех аспектов с обеих сторон ножа - один из признаков отличной подгонки и отделки.

"Подгонка и отделка - это стандарт, обязательный для всех ножей", - говорит Тим. "Раньше это было почти исключительно для заказных ножей, которые находятся на более высоком ценовом уровне, но все больше и больше покупателей требуют такого же стандарта для заводских или среднетехнологичных ножей, которые будут продаваться по значительно более низкой цене".

Подгонка и отделка - это, как правило, хорошо отцентрированное лезвие (в случае с фолдером - отсутствие люфта лезвия в любом направлении), подогнанные заподлицо больстеры и отделка лезвия в соответствии с замыслом производителя. Под этим я подразумеваю, что нельзя ожидать, что клинок или рукоять, обработанные камнем, не будут иметь царапин. Недавно возник вопрос о прочности фиксатора - опять же, еще один субъективный момент".

"Критерии подгонки и отделки зависят от ожиданий покупателя", - уточняет Тим. "Plaza Cutlery также считает, что дизайн, как и мастерство, очень важны. Самое важное - это дизайн. Он должен иметь смысл для меня. Любые гарды должны быть чистыми, без зазоров, фаски должны быть одинаковыми, без двухдюймовых зазоров. Кроме того, рукоятки должны прилегать к клыку или гарде без зазоров".

Влияет ли подгонка и отделка на рабочие характеристики ножа? "Плохая подгонка и отделка действительно проявляются при интенсивном использовании ножа", - советует Тим указывая на такие потенциальные проблемы, как горячие пятна от плохо продуманной и отделанной рукояти, гарды или приклада с острыми краями, плохая геометрия кромки, из-за которой лезвие может быстрее затупиться и его будет трудно извлечь из ножен, и так далее.

"Хороший готовый нож просто лучше на ощупь, но многие люди не будут им пользоваться", - замечает Тим. "Нож с большим количеством косметических проблем может быть хорошим инструментом, и есть производители, которые не беспокоятся об этих деталях. Большинство производителей говорят, что нож предназначен для использования, а не для того, чтобы лежать в сейфе". Острофф склонен согласиться.

"Производительность обычно не является проблемой [при подгонке и отделке]. Например, нож со смещенным центром лезвия будет функционировать так же хорошо, как и тот, который расположен по центру, но клиент имеет право получить то, что он хочет, поэтому мы делаем все возможное, чтобы они были довольны".

Есть ли случаи, когда качество сборки и отделки переоценивается? Другими словами, есть ли ножи, которые работают очень хорошо, даже если они не имеют полировки дорогой модели, но имеют отличную термообработку, геометрию клинка, комфорт и более доступную цену?".

"Отделка и качество не переоцениваются, когда мы пытаемся удовлетворить покупателя", - считает Тим, - "но если отбросить коллекционеров и "вопросы безопасности", все ножи предназначены для резки, и все они будут делать это, если изготовлены в соответствии с промышленными стандартами".

"Я видел несколько ножей, которые хорошо работали при плохой подгонке и отделке. Обычно, если производитель тратит время на обработку своего изделия с жесткими допусками, он также тратит время на то, чтобы убедиться, что изделие имеет надежную термообработку, геометрию кромки и в целом хорошо лежит в руке".

Многие из небольших производственных компаний делают хорошую работу. Подгонка и отделка хороши, не идеальны, но вы получаете отличный инструмент по более доступной цене.

Дизайн, конечно, очень важен, потому что независимо от того, насколько хорошо сделан нож, если дизайн плохой, то и эксплуатационные характеристики будут низкими. С эстетической точки зрения подгонка и отделка - это все, но, как отмечает Делаван, многие ножи коллекционного класса становятся "звездами коллекций" и никогда не используются в полевых условиях.

Хорошей аналогией здесь будет сравнение фиксированного клинка Bark River Knives с аналогичным по размеру ножом ESEE Knives. Обе компании имеют огромную, чрезвычайно преданную аудиторию. Ножи Bark River отличаются тонкой отделкой, а ножи ESEE - более грубой, но последние стоят в два раза дешевле первых, в зависимости от материалов. Будут ли оба ножа работать хорошо? Вам лучше поверить в это. Оба ножа имеют отличные эксплуатационные характеристики. Все зависит от того, хотите ли вы доплатить за красиво отделанный нож или за грубо обработанный. Красота (как известно) - в глазах смотрящего, и оба ножа выполняют свою работу на отлично.