Если внимательно изучить российских ножевой рынок; изучить компании, которые на нем представлены, сравнить модельный ряд российских и зарубежных производителей, то можно прийти к интересным выводам.

Большинство иностранных ножей, представленных на российском рынке, произведены крупными компаниями, которые имеют мировую известность. В подавляющем большинстве случаев производство этих брендов расположено в Китае, где заготовки клинков изготавливаются методом лазерной резки из цельного стального листа.

Большинство российских ножей производится либо мастерами-одиночками, либо небольшими кузнями, либо опять-таки небольшими серийными производствами. Качество ножей выпущенных мастерами-одиночками может очень сильно отличаться от ножа к ножу. И зависит это, как правило, не от самого мастера, а от качества заготовок с которыми ему приходится работать. Довольно часто мастерам приходится работать с тем, что есть под рукой или с тем, что принес заказчик.

Небольшие серийные производства (Ворсма, Павлово, Златоуст), как правило, используют лазерную резку металла, в процессе которой довольно часто происходит неравномерный нагрев металла. При таком способе изготовления всегда есть риск, что будущий нож получит неравномерную зонную закалку, что отрицательно скажется на его надежности. Единственный серийный российский производитель, который использует водно-абразивный способ резки - это дагестанская компания ООО ПП «Кизляр».

Особенности продукции

Самое высокое и регулярное качество своей ножевой продукции от ножа к ножу показывают небольшие кузнечные цеха, которые производят ножи небольшими партиями. А именно:

  • Каждый нож куется ручным способом, и опытный кузнец еще на этом этапе может вытянуть заготовку в нужном направлении;

  • На каждом этапе производства заготовка будущего ножа проходит индивидуальный контроль качества;

  • В производстве ножей используются проверенные временем стали и материалы для изготовления рукояток;

  • Нож, изготовленный опытным мастером, получает частицу его души. А это всегда приятно.

Примерно токую же тенденцию можно наблюдать на японском ножевом рынке. Те бренды, которые известны в России, практически неизвестны в Японии. Большая часть продукции таких компаний, как AlMar, Mcusta предназначена для продажи на американском и европейском рынке. Потребителям на этом рынке преподносится красивая маркетинговая легенда о том, что продукция этих брендов сочетает в себе традиции японских ножеделов и западный технократический подход.

На таком ноже обязательно будет стоять клеймо о том, что выпущен он в японской ножевой столице городе Seki. Клинок такого ножа должен быть выполнен из суперсекретной японской стали, в названии которой обязательно должно быть слово «aogami». Стоят такие ножи, как правило, достаточно дорого и покупают их в основном ножевые коллекционеры. Русские и американские.

На внутреннем японском рынке очень сильно развит культ небольших ножевых мастерских, в которых кухонные и туристические ножи производятся методом ручной ковки. И вот именно в таких мастерских, ножи производятся из стали, секрет которой точно никому не известен кроме мастера.

Попробуйте, например, найти информацию о составе стали Gokunan-tetsu или стали SUJ-2? И здесь еще важно обратить внимание на один аспект: японцы совершенно далеки от различных дизайнерских изысков и наворотов. Их больше интересуют режущие свойства ножа, его способность противостоять коррозии, максимально долго сохранять остроту режущей кромки.

Конечно, рукоять такого ножа может быть выполнена из дерева дзельква, а больстер из рога водяного буйвола. Но в большинстве случаев это будет рукоять обычной бочкообразной формы. То есть для японца это будет традиционный нож, изготовленный из традиционных материалов.

И самое главное - это будет нож, который сделан человеком для человека.

Так что вы выбираете? Рукотворный клинок, изготовленный русским мастером или клинок, вырезанный бездушным автоматом лазерной резки?