Мечи, выкованные в духе Японии

Катана (самурайский меч) - это общий термин для обозначения мечей, выкованных первоначально разработанным в Японии способом. В зависимости от размера они подразделяются на катаны (тачи, учигатана), вакидзаси и танто. Мастера, изготавливающие катаны, называются "токо" (мастер меча), "тосё" (мастер меча) или "катана кадзи" (мастер меча).

Душа самурая

Его красивая форма имеет символическое значение, как и его использование в качестве оружия с древних времен, и многие из них высоко ценятся как предметы искусства. Старые и непрерывные линии, включая императорскую семью и святыни, ценят сокровенные мечи (такие как Аменомуракумоно цуруги) как доказательство власти. Они также служили опорой духовной культуры, "самой душой самурая на фоне военного правительства". В них используется процесс складывания и ковки двух видов металла - твердой хрупкой стали и мягкого железа, так что тосин (тело клинка) и накаго (сердцевина) соединяются вместе. Накаго имеет отверстия (Mekugi holes) для крепления тела клинка к Tsuka (рукоятке) с помощью штифтовых креплений.

Катана - это не только оружие, но и искусство.

В отличие от мечей других стран, главная особенность катаны в том, что художественную ценность имеет не только фурнитура (косираэ), но и само тело клинка. Катана упоминается в поэме под названием "Поэма о катане", написанной Оу-ян Хсуи в Байсуне. В поэме описывается купец из Юэ (Южный Китай), который отправляется в Японию, чтобы купить катану, которую уже называют мечом сокровищ, учитывая ее художественные качества, проявляющиеся в фурнитуре и внешнем виде. Хотя основной смысл "Поэмы о катане" заключается в сетовании на то, что книги, уже потерянные в Китае, все еще существуют в Японии, а не о катане, она показывает, что красота катаны уже была признана заморскими торговцами с конца периода Хэйан до начала периода Камакура как один из предметов экспорта Японии.

Способности и особенности катаны

'Не ломаться и не гнуться'

Считается, что процесс создания катаны был разработан в основном для того, чтобы достичь одновременно трех противоречивых свойств - "не ломаться, не гнуться и резко резать". В современной металлургии "не ломаться и не гнуться" называется "совместимостью прочности и стойкости", и исследования по улучшению конструкционного материала ведутся день и ночь. Потому что даже небольшая экономия приводит к потере баланса совместимости.

'Не ломаться и резко резать'

Также трудно совместить "резко резать" и "не ломаться". Это было реализовано благодаря так называемой функционально-градиентной структуре, в которой режущая кромка твердая, а твердость постепенно уменьшается к сердцевине, что приводит к возникновению сжимающего остаточного напряжения на режущей кромке. Приведенное выше объяснение является примером того, что идеальное состояние реализуется во всем клинке, поэтому на самом деле невидимые дефекты могут сделать меч легко ломаемым. Тем не менее, катана в идеальном состоянии называется "самым сильным в мире режущим инструментом", и не без оснований. Об остроте катаны говорится повсюду. В качестве яркого примера можно привести "Кабуто-вари (раскалывание шлема)" катаной группы Дотануки под руководством Кенкити Сакакибара. Лучшие экземпляры катаны, если уронить на нее один лист бумаги, разрежут его своим весом.

Катана специализируется на "отсечении".

Катана не очень легкая, если сравнивать по длине клинка, потому что ее рукоятка длиннее, чем у других мечей. Однако среди мечей для двуручного использования она является одной из самых легких. Катана изначально подходит для того, чтобы "отрезать". Однако при отсечении необходимо скользить и тянуть так, чтобы направление силы складывалось под прямым углом по отношению к отсекаемому объекту, поскольку сам меч легкий. По этой же причине при заточке меча для того, чтобы "резать и отсекать", его затачивают в направлении скольжения, как кухонный нож (по аналогии с обоюдоострым мечом). Если проследить историю, то с периода Кофун до периода Нара, когда мечи стали разделяться на церемониальные и реальные, "Кейто Тачи" и "Курозукури-но Тачи" использовались только для "отсечения". В период Хэйан, "Когарасу" принял "Киссаки мороха-дзукури" (стиль с обоюдоострым кончиком), чтобы быть пригодным и для "колоть", но позже, "Тачи" и "Учигатана" не приняли "Киссаки мороха-дзукури" и имели изгиб, чтобы быть пригодными для того чтобы "резать" выкручиванием.

Ценности и роли катаны

Это довольно ненормальная ситуация, когда люди сражаются, рискуя жизнью, не только в бою, и им требуется особая решимость. В такое время неудивительно, что "сама душа самурая" катана, ментальная и религиозная ценность как священные сокровища и художественная ценность необходимы как реалистичная сила, в некотором смысле. Существует множество мечей, изготовленных в период военных действий, на которых выгравированы имена синтоистских и буддийских божеств, в которых верили владельцы, или мантры, что интересно отражает обнаженные чувства воинов. С инженерной точки зрения, в периоды, когда теория металлического кристалла или фазового перехода не была решена, мастера меча продолжали прилагать усилия и достигли режущих инструментов, которые были превосходны и с научной точки зрения, что вызывает большой интерес даже сейчас. Это связано с тем, что инженерное управление в стиле "черного ящика" осуществляется путем накопления и передачи большого количества метаинформации, включая видимые изменения, текстуру и запах, которые не теоретизируются и не вербализуются. Фактически мы не интерпретируем выражения людей по тонким и строгим определениям, но обладаем развитой способностью "читать мысли", и особенно потому, что японцы превосходны в этой способности, в последние годы начались попытки использовать японское производство в качестве инженерной системы.

Сложная техника изготовления катаны

Техника ковки катаны, весьма передовая для того времени, была направлена на достижение трех наиболее востребованных качеств: "Не ломаться, не гнуться и иметь острую режущую кромку".

Tatara-buki (Japanese style of making high-quality steel), Татара-буки (японский стиль изготовления высококачественной стали). Метод татара-буки; тип стали, используемый для изготовления катаны, называется японской сталью или тамахаганэ. Тамахаганэ изготавливается по "методу Татара-буки", оригинальному японскому процессу производства стали. Не завися от железной руды, импортируемой из других стран, используя черный железный песок, найденный на пляжах Японии, достигается быстрое восстановление при низкой температуре, и создается высококачественная сталь с небольшим количеством примесей, по сравнению с современными процессами производства стали.

Mizuheshi (removal of carbon using water), Мизухеши (удаление углерода с помощью воды). Нагретый тамахаганэ бьют молотом Tsuchi (молот), чтобы получить тонкую плоскую пластину. При кипячении в воде и быстром охлаждении избыток углерода отслаивается. Это называется "мидзухеши" (удаление углерода с помощью воды). Эти процессы изготовления сырого металла называются Heshi (процесс удаления).

Tsumi wakashi (stacked and heated), Цуми вакаси (сложенный и нагретый).

Эта закаленная в гильзе деталь называется Heshi gane (снятый металл), который разбивается на мелкие металлические кусочки с помощью Tsuchi (молотка). Эти кусочки металла укладываются на наконечник кузнечного инструмента под названием "теко" и заворачиваются в японскую традиционную бумагу. На них наносится соломенная зола, затем они покрываются глиняным раствором, после чего отправляются в печь (Hodo) для нагревания, пока глиняная поверхность не расплавится. Соломенная зола и глина предотвращают потерю окалины в стали при нагревании и окислении. Затем его оббивают молотком (Kozuchi), чтобы сформировать блок размером 6х9 см. Если железных кусков недостаточно, их складывают в стопки, нагревают, бьют молотком и формируют слиток весом от 1,8 кг до 2,0 кг. Этот процесс известен как "Цуми вакаси" (укладка и нагрев). Кроме тамахагана, чугун (сентецу), содержащий много углерода, и чистое железо, называемое хочо тецу, также подвергаются обработке цуми-вакаси и сита-гитаэ, о которых говорится ниже.

Shita-gitae (founding forging), Шита-гитэ (основательная ковка).

Раскаленный блок ударяют и удлиняют с помощью Tsuchi (молота), а затем складывают обратно в середину его длины, что называется "методом складывания ковки", и это делается многократно. Фактически, слово "Муко-дзути" описывает метод, при котором Тосё (Йокодза, мастер) и его ученик (Сэнтэ, помощник) попеременно наносят удары по телу клинка с помощью цути, и это стало корнем слова "Айдзути во уцу (звон)". В этом шаге складывание выполняется примерно пять или шесть раз.

Tsumi wakashi (stacked and heated) again, Цуми вакаси (повторное складывание и нагрев).

После обработки Shita-gitae тремя видами стали, Tamahagane (буквально "ювелирная сталь"), Sentetsu (чугун) и Hocho tetsu (буквально "сталь для кухонных ножей", чистое железо), их снова забивают с помощью Kozuchi (легкий молоток), чтобы получить металлические куски, отобранные для получения правильного состава стали, их складывают и формируют подобно первому Tsumi wakashi. На этом этапе изготавливаются четыре вида стали с разным содержанием углерода: сингане (центральный металл), мунегане (задний металл), ханокане (металл лезвия) и гавагане (боковой металл).

Forging (Age-gitae, окончательная ковка)

Синганэ складывают обратно 7 раз, Мунэганэ - 9 раз, Ханоканэ - 15 раз и Гаваганэ - 12 раз. Путем многократной ковки после отгибания сталь ударяется и удлиняется, удаляются примеси, такие как сера, избыток углерода и неметаллические примеси, и создается прочная и однородная сталь.

Tansetsu (forge welding) and Wakashi-nobe (heating and elongating)Tansetsu (кузнечная сварка) и Wakashi-nobe (нагрев и удлинение).

После получения четырех видов стали, Shingane (центральный металл), Munegane (задний металл), Hanokane (металл лезвия) и Gawagane (боковой металл) путем Shita-gitae (ковка), второй Tsumi wakashi (уложенный и нагретый металл) и Age-gitae (окончательная ковка), три слоя Munegane, Shingane и Hanokane выковываются и свариваются, ударяются и удлиняются, чтобы получить в четыре раза больше материала, толщиной 20 мм, шириной 40 мм и длиной 90 мм, а затем разрезаются на четыре части. Это называется "основной металл (??)". Гаваганэ также нагревают, ударяют по нему и удлиняют, чтобы он стал вдвое длиннее основного металла, а затем разрезают по центру, чтобы получилось два гаваганэ той же длины, что и основной металл. Гаваганэ, основной металл и другие гаваганэ укладываются в таком порядке, нагреваются, куются и свариваются, затем ударяются и вытягиваются в пластину толщиной 15 мм, шириной 30 мм и длиной 500-600 мм. Теко" отрезается, затем "Накаго", который становится рукояткой меча, нагревается, выковывается и сваривается.

Sunobe (Forming the blank), Сунобэ (Формирование заготовки).

Сунобэ выполняется путем нанесения ударов и удлинения для формирования формы катаны, а Киссаки (колющий наконечник) делается путем отрезания конца. Поскольку эта грубая форма определяет окончательную форму катаны, она тщательно формируется ударами козучи.

Hizukuri (Shaping with heat), Хидзукури (придание формы с помощью тепла).

По мунэ (спинке) клинка наносят удар, чтобы создать основание треугольной формы, а по боковой стороне клинка (хирачи) наносят удар и удлиняют его, чтобы уменьшить толщину. Затем наносится удар по Мунэ Накаго, чтобы закруглить заднюю кромку, и, наконец, наносится удар по Шиногичи (линия гребня). Все тело клинка нагревается при низкой температуре до красновато-коричневого цвета.

Karajime (Cold forging), Карадзимэ (холодная ковка).

После остывания черный налет удаляется с помощью грубого полировочного камня, а хирачи (лезвие) и синогичи (линия гребня) выбиваются с помощью козучи (легкого молота), и применяется процесс холодной ковки. Прямые линии мунэ и лезвия выравниваются, а неровности сбриваются специальной плоскостью для бритья металла под названием сэн. На этом этапе определяется "Хаватари" (длина лезвия) и "Мачи" (насечка).

Наматоги (сырая заточка)

Наматоги делается для того, чтобы отшлифовать следы от ударов, оставленные рубанком, для этого используется полировочный камень. Затем, после удаления масла и жира с помощью соломенной золы с водой, меч высушивается.

Tsuchioki (Soil coating), Цутиоки (покрытие почвой).

В качестве подготовки к "яки-ирэ (закаливанию)" для быстрого охлаждения нагретого лезвия водой или другой жидкостью, проводится "Цутиоки (покрытие почвой)", где три вида почвы якиба-цути (почва, используемая для закаливания) наносятся на хирачи (лезвие), хамон (узор лезвия) и синогичи (линия гребня). Грунт Yakiba-tsuchi (грунт, используемый для закаливания) наносится тонким и равномерным слоем на Hirachi (сторона лезвия), затем Hamon (узор лезвия) создается кистью для письма с использованием грунта Yakiba-tsuchi для закаливания Hamon. Наконец, более толстый слой земли Yakiba-tsuchi (для закаливания) наносится на Shinogichi (линию гребня) от Hamon (узор лезвия) до Mune (спинка). Благодаря использованию более густой концентрации грунта Якиба-цути для закалки на Шиногити (линии хребта), при быстром охлаждении Яки-ирэ, сторона клинка быстро охлаждается и закаливается полностью, а сторона Мунэ охлаждается относительно медленно и закаливается не полностью. Закалка делает меч более твердым, металл расширяется и создает отчетливый изгиб катаны. Мунэ расширяется меньше и приобретает свойство прочности, а не твердости, и это поддерживает сталь со стороны клинка, которая тверда, но в остальном легко ломается.

Yaki-ire (Quenching), Яки-ирэ (закалка).

Обычно во время яки-ирэ тосё приглушает свет в мастерской и по его свечению определяет температуру стали. Лезвие, покрытое Tsuchioki, глубоко вставляется в Hodo, и все лезвие от конца до конца равномерно нагревается примерно до 800 градусов. Температура наиболее важна, и оптимальное состояние нагрева проверяется с особой тщательностью, затем тело клинка быстро погружается в резервуар с водой и быстро охлаждается. Как упоминалось выше, лезвие деформируется в воде, и его вытаскивают после полного охлаждения, затем шлифуют грубым полировочным камнем и проверяют якиба (режущая кромка). После этого лезвие вновь нагревают на углях для "яки-модоси (закалки)". Эта работа называется "Aitori (нейтрализация)". Поскольку клинок также немного искривляется в сторону, по нему наносят удары деревянным молотком (Kozuchi), чтобы выпрямить лезвие. Накаго (сердцевина) также закаляется и формируется. После Yaki-ire (закалки) поверхность лезвия становится очень твердой, и это называется Martensite. В зависимости от того, как выглядит мартенсит, хамон (узор на лезвии), который невооруженным глазом выглядит как круглые частицы на поверхности металла, называется ниэ (буквально "кипение") и отделяется от ниой (буквально "запах"), который выглядит как тонкие линии, потому что отдельные частицы невозможно различить. Кроме воды, некоторые другие режущие инструменты закаливаются в масле, как и японские военные мечи во время войны, но сегодня, похоже, стало редкостью, что катана закаливается в масле. Хотя закалка в масле уменьшает количество поломок, она не подходит для современных мечей, которые должны стать произведением искусства, поскольку при ней невозможно добиться тонкого хамона (узора клинка).

Kajioshi (Final grinding), Кадзиоси (окончательная шлифовка).

Мастер по изготовлению мечей изменяет кривизну катаны после завершения яки-ирэ (закалки) и выполняет грубую заточку. На этом этапе производится окончательная подгонка, проверяется наличие мелких царапин, толщина лезвия и Jiba (поверхность лезвия).

Nakago jitate (core shaping), Накаго дзитатэ (обработка сердцевины).

Накаго (сердцевина) обрабатывается сэн (шлифовальным инструментом) или напильником, а для отверстия Mekugi (крепежного штифта), используемого для фиксации Tsuka (рукоятки), обычно сверлится одно отверстие, а для меча, используемого для Iaido (японское боевое искусство), - два. Затем добавляется ясуриме (для предотвращения скольжения рук по рукояти), что является уникальной особенностью изготовления мечей.

Meikiri (Carving inscription) Мейкири (надпись на резьбе)

Наконец, мастер вырезает свое имя, адрес или год изготовления меча на Накаго (сердцевине) в виде Мей (надписи) с помощью Таганэ (сверла). Как правило, имя и адрес мастера вырезаются на лицевой стороне (снаружи при ношении тачи или катаны), а год или имя владельца на обратной стороне, но бывают и исключения, например, надпись на обратной стороне или вообще без надписи. На этом работа мастера по изготовлению мечей заканчивается, затем меч окончательно полирует Тоги-ши (полировщик), но до периода Муромати сам мастер по изготовлению мечей также полировал меч. Существует большая разница в полировке катаны по сравнению с другими режущими инструментами; на обеспечение декоративных элементов катаны, как ремесленного изделия, обращается особое внимание, так же как и на остроту режущего инструмента, и полируется весь корпус, а не только часть лезвия.

После всего процесса ковки Сая-ши (мастер по ножнам) создает Сая (ножны), соответствующие катане. И только после этого процесс изготовления считается завершенным.