Самурай был профессиональным воином в Японии

Самурай существовал с X по XIX век в Японии и был членом семейной общины, верхушка которой была господином сокэ (главы семьи), а его профессия - воином. Самураи, появившиеся в период поздней древности, покончили с древними временами силой, играли ведущую роль в средневековом обществе и создали социальную систему в ранне-современное время в Японии.

Самурай был избранным вооруженным бойцом

Понятие самурая несколько варьируется в зависимости от периодов, и его трудно выразить одним словом, но общим для всех периодов является то, что они были членами частной армейской группы вооруженных бойцов. Тем не менее, нельзя сказать, что все частные армейские группы вооруженных бойцов были самураями (или буси), и следует подчеркнуть, что они не утверждались в качестве самураев без общественного разрешения как носители государственной военной полиции.

Сходство с европейскими рыцарями

Существует несколько теорий о происхождении самураев, и пока нет ни одной окончательной. Исследование происхождения самураев тесно связано с "Открытием средневековых времен в истории Японии". Сначала будет описана классическая теория происхождения самураев от "кайхацу-рюсю" (местных знатных людей, которые фактически осваивали землю), а затем популярная в последнее время теория происхождения самураев от "самурайской функции".

Теория возникновения самураев по "кайхацу-рёсю"

Изучение происхождения самураев тесно связано с открытием средневековых времен. Историк Хироюки Миура и др. в период Мэйдзи "обнаружили", что средневековые времена существовали и в Японии. При изучении истории Европы и Америки в те времена средневековье было характерно только для западных стран и было необходимо для развития в современную эпоху. Азия и Африка все еще находились в древних обществах (в те времена) и не могли развиться в современные общества, как Европа и Америка. Миура и др. отмечали, что средневековая Европа поддерживалась рыцарями, которые были "вооруженными сюзеренами", появившимися на границе в результате Великого нашествия германских народов, позиционировали самураев, которые процветали в пограничном обществе с центром в Тогоку (восточная часть Японии, особенно регион Канто) с середины периода Хэйан в Японии, как "вооруженных сюзеренов", которые были такими же, как и рыцари, "открыли", что в Японии, которая была единственной страной в Азии, также существовали средневековые времена.

Самураи были кайхацу-рюшу сёйдэнов (частных земель, непосредственно управляемых влиятельными семьями), и они изначально произошли от "вооруженных плантаторов", чтобы противостоять вмешивающимся цурё (глава провинциальных губернаторов). Эта классическая теория была широко принята, а после войны стала основной в академической среде. Под влиянием материалистической концепции истории Тадаси Ишимода и другие позиционировали самурая как реформатора, который вытеснил древний правящий класс, такой как аристократы и религиозные силы влияния, и привел к средневековью.

Теория происхождения самураев по "самурайской функции"

Но все же появление самураев нельзя было объяснить одной только теорией "кайхацу-рюшу". В частности, нельзя объяснить появление высокопоставленных самураев, происходивших от членов крупных самурайских групп, таких как клан Минамото, клан Тайра, клан Фудзивара и так далее, или самураев, которые были тесно связаны с влиятельными семьями, такими как императорский двор, монастырское правительство и так далее. Шиничи Сато, Масатака Увайокотэ, Ёсими Тода, Масааки Такахаси и другие выдвинули теорию о происхождении самураев по "самурайской функции", согласно которой самураи изначально происходили от самураев, живших в Киото.

Обычно самурай означает "служащий, владеющий военным искусством или военный стратег", но по этому определению разница между "военным офицером" при системе рицурё (система централизованного управления, основанная на кодексе рицурё) до периода Хэйан и самураем неясна. Например, сэйи тайсёгун (буквально, "великий полководец, покоривший варваров") Саканоуэ-но Тамурамаро, который прославился как военачальник, был отличным военным офицером, но не говорят, что он был самураем. И разница между "военным офицером" в Китае и Корее и самураем тоже не ясна. В Китае и Корее "военный офицер" существовал, но тех, кто был похож на "самурая" в Японии, не существовало. Если говорить об эпохах, то те, о ком говорят, что они были самураями, появились в период становления Кокуфу Бунка (первоначальной национальной культуры Японии) в середине Хэйанского периода десятого века. То есть те, кто занимался военным делом до этого периода, были военными офицерами, но не самураями.

Разница между военными офицерами в других странах Азии и самураями

Проще говоря, военные офицеры были "государственными чиновниками (особенно низкого и среднего ранга), которые были вооружены и являлись штатными государственными служащими, подобно чиновникам, прошедшим обучение по системе Рицурё", в то время как самураи были "людьми, которые состояли из "дворян низшего ранга", ' "государственных чиновников низшего ранга" и "людей из влиятельных или средневековых семей", которые рассматривали новое военное искусство, созданное в X веке, как свой иэгэй и были официально уполномочены быть вооруженными императорским двором или кокуфу (провинциальным управлением)", и они не приобретали военное искусство стиля системы Рицурё в учебном заведении организации правительства в соответствии с кодексами Рицурё. Однако самураи состояли в вооруженных отрядах, которые профессионально занимались военным делом в качестве государственных чиновников. А те, кто был вооружен частным образом, не признавались самураями.

Система династийного государства в период Хэйан передала административные организации императорского двора, такие как военное дело (военное искусство), бухгалтерия (расчеты) от государственного чиновника, прошедшего обучение в организации системы Рицурё. А те, кто занимался военными делами и состоял в "иэ", уполномоченном государством, были самураями. Реальный образ самурая был, так сказать, военным предпринимателем, связанным с государством и имеющим лицензию. А императорский двор или кокуга призывал людей, принадлежавших к самурайской семье, и при необходимости заставлял их решать споры и так далее.

Зарождение бусидо

Бусидо относится к систематизированному мышлению, которое в целом составляет основу ценностей и этических норм в иерархии самураев в феодальной Японии. Первой книгой, содержащей слово "бусидо" в Японии, была "Коё гункан (запись военных подвигов семьи Такэда)", которую, как считается, написал Масанобу Косака. Большая часть Бусидо, изложенная в современности, направлена на поддержание бюрократической системы бакуфу (японского феодального правительства во главе с сегуном) в мирный период Эдо. Это не образ мыслей или философия, которые полезны в реальной битве, но они необходимы во все века, благодаря своей морали в уважении к тем, кто имеет благородный характер. Бусидо - это способ выживания индивидуального бойца, который сосредоточен на развитии себя и семьи, принося им преимущество путем достижения военной славы. Выраженный в семейной заповеди Такатора ТОДО "Те, кто не менял своих господ семь раз, еще не настоящие самураи", он признает, что самурай, не обладающий мастерством, находит господина, который высоко ценит его. Это образ жизни самурая, а также семейная заповедь каждой семьи, как ужиться с жизнью вассала. Это отличается от так называемого "бусидо" как универсальной моральной системы.

Развитие и углубление Бусидо

Бусидо как система морали - это "верность своему господину, покорность родителям, строгий контроль над собой, милосердие к людям низшего ранга, сочувствие к врагам, воздержание от эгоистических желаний, уважение к справедливости и почитание чести больше, чем богатства". Многие из тех, кто следовал кодексу Бусидо, также придерживались конфуцианской установки "продолжения фамилии", которая процветала в период Эдо и была сформулирована как Бусидо. Однако это не просто принятие конфуцианской мысли, многие мыслители оценивали "Моши (Менсиуса)", который подчеркивался как одна из "Четырех книг конфуцианства", как непригодный для национальной политики.

"Бусидо" как текст

Ученый и мыслитель Инадзо Нитобэ в книге "Бусидо" (1900), используя философию и научное мышление конца XIX века, объяснил природу островной страны и то, как на японцев, живущих в обществе, влияют четыре времени года. Затем он объяснил процесс брожения японской духовной основы, используя примеры поведения и принципов самураев в простых конструкциях и словах. Нитобэ отметил, что в то время как люди могут легко стать индивидуалистами, что лежит в основе маммонизма и материализма в современное время, самураи в феодальный период осознавали себя как существо, ответственное перед всем (феодальным) обществом. Также сегодня принято считать, что в международном обществе самурай был лучшей моделью для Нитобэ, чтобы объяснить высокоэтичные взгляды японцев, и что каждый японец был воспитан быть ответственным перед всем обществом. Таким образом, сегодня "Бусидо" рассматривается с разных сторон и в целом считается книгой об отношениях между обществом и людьми, а также о морали.

Самурайское сэппуку

Сеппуку - это способ самоубийства, который заключается в разрезании живота мечом. Это уникальный японский обычай, который в основном практиковали самураи. В ранний современный период он стал использоваться не только как форма ритуального самоубийства, но и как метод смертной казни. Считается, что первым совершил сэппуку самурай Минамото-но Тамэтомо (1139 - 1177) периода Хэйан. Эта практика утвердилась по мере распространения самурайских обычаев и бусидо (кодекса самурая) в японской культуре в период Камакура и, как полагают, практиковалась со средних веков до начала современного периода.

За некоторыми исключениями, изучение примеров раннего современного периода показывает, что сэппуку ограничивалось средством совершения самоубийства, чтобы избежать обезглавливания после захвата врагом. Не было случая, когда человек сразу же совершал сэппуку после поражения в битве, поскольку многие самураи уходили в подполье (бежали и жили под чужим именем) и планировали возвращение. Героический акт сэппуку ассоциируется с определенным почтением, но само сэппуку было не более чем актом самоубийства и не считалось особенно почетным.

Всем самураям, которым грозила казнь, отрубали голову, и даже те, кто имел высокий статус, были обезглавлены или убиты после заключения в тюрьму, если попадали в плен к врагу. Однако считается, что значение сэппуку постепенно изменилось после того, как Хидэёси Тоётоми объединил нацию, и такие люди, как Хидэцугу Тоётоми и Сэн-но Рикю, получили приказ совершить сэппуку в качестве наказания. С другой стороны, командиры армий, потерпевших поражение в битве при Сэкигахара и осаде Осаки, были обезглавлены, а те, кто считался йорики (сержантами полиции) из фракции Тоётоми, включая Сигэнари Фурута и Окиаки Хосокава, были вынуждены совершить сэппуку.

Особого внимания заслуживают последующие крайне редкие примеры, например, примеры даймё, включая Наганори Асано, которые совершили сэппуку после конфискации своих владений. Широко распространенная теория о том, почему сэппуку стало устоявшимся обычаем, основывается на "древнем анатомическом убеждении, что душа и любовь человека обитает в животе", как утверждает Инадзо Нитобэ в книге "Бусидо: Душа Японии" (1900), где утверждается, что героический акт расчленения был подходящим способом самоубийства для кодекса бусидо.

Мотивами для совершения сэппуку были оибара (следование за своим господином на смерть), цумэбара (вынужденное совершение сэппуку в силу профессиональной ответственности или долга) и мунэнбара (самоубийство в мучениях), а также совершаемые командирами побежденных армий, чтобы избежать позора пленения врагами, и командирами осажденных армий, чтобы пощадить жизни членов семьи и солдат гарнизона замка. Также были случаи, когда людям, которые вели себя бесчестно во время битвы (нападали с упреждением), приказывали совершить сеппуку в качестве наказания.

Иэясу Токугава ввел особенно строгий военный закон, который гласил, что вся семья и все подчиненные любого, кто напал с упреждением, будут вынуждены совершить самоубийство. После того как Мисима Гэки Нюдо последовал за канрэй (заместителем сёгуна) Ёриюки Хосокава в период Муромати и умер, возник обычай совершать сэппуку в мирное время после смерти своего господина по естественным причинам. В начале периода Эдо эта практика стала популярной благодаря возросшей репутации тех приближенных, которые последовали за Тадаёси Мацудайра и Хидэясу Юки. Этот обычай продолжался до тех пор, пока не был запрещен в июне 1665 года.

Исторические записи Мэйрё-кохан, созданные в 1684 году, подразделяют такие акты сэппуку на три категории: гибара (возникающие из истинной преданности своему господину), ронбара (для того, чтобы соответствовать действиям своих товарищей) и акинаибара (для того, чтобы добиться процветания и продвижения своих потомков).

Достойными способами совершения сэппуку считаются итимондзи-бара, при котором делается один разрез через живот, и дзюмондзи-бара, при котором делается один разрез через живот, а затем второй вертикальный разрез от впадины живота до уровня ниже пупка. Хотя в этом есть много физически сложных аспектов, считается, что горло часто перерезали, чтобы обеспечить быструю смерть. 

С начала современного периода сэппуку использовалось не только как способ самоубийства, но и как высшая мера наказания, и в таких случаях разрешение на смерть давалось господином, чтобы человек мог искупить свою вину, что привело к тому, что сэппуку стало рассматриваться как почетный способ смерти (в отличие от обезглавливания и распятия, которые считались позорными наказаниями, не подобающими членам самурайского сословия). Сэппуку как способ наказания был отменен в 1873 году, с тех пор смертной казнью в Японии считается повешение.

Примеры сэппуку как способа самоубийства после периода Мэйдзи можно увидеть среди солдат и представителей правого крыла. Известные примеры включают групповое сэппуку Дайтодзюку дзюйонси (14 членов Великой Восточной школы), совершенное в соответствии с традицией в парке Ёёги в Токио 25 августа 1945 года, и сэппуку писателя Юкио Мисима 25 ноября 1970 года, совершенное после речи, произнесенной в лагере Итигая наземных сил самообороны Японии.

В начале современного периода сэппуку утвердилось как метод смертной казни для самураев, и эта практика стала сопровождаться определенными ритуалами. Человек, совершающий сэппуку, называется "сэппукунин". Человек, который обезглавливает сэппукунина и представляет отрубленную голову следователю, называется "кайшакунин". Смерть только от разрезания живота требует длительного времени, в течение которого сэппукунину пришлось бы терпеть ужасные муки, поэтому обычно кайшакунин выполнял свой долг сразу после совершения сэппуку.

В период Эдо сэппуку превратилось в сложный и утонченный ритуал, в котором участвовали помощники кайшаку. Существуют различные теории относительно того, когда была установлена процедура сэппуку, но самая известная из них гласит, что это произошло в начале 18 века. Обычно в качестве кайшакунина выступали два или три человека. В случае присутствия трех кайшакунинов, "кайшаку" (также называемый "дайкайшакунин") отвечал за отсечение головы, "тенкайшаку" (также называемый "джокайшаку") подносил сихо (синтоистская подставка для подношений санбо с четырьмя отверстиями), на которую клали танто (нож), а "шокайшаку" представлял отсеченную голову для осмотра.

В середине периода Эдо само сэппуку стало формальностью, когда на сихо клали не короткий меч, а веер, и стало стандартной практикой, что кайшакунин обезглавливал сэппукунина в тот момент, когда тот доставал веер (оги-бара, сенсу-бара). За исключением нескольких человек с относительно высоким статусом, таких как Кураносукэ Оиси, знаменитые сорок семь ронинов использовали веер или деревянный меч. 

Сэппуку высокопоставленных самураев, включая даймё, совершалось на территории азукаринина (поручителя), тогда как для самураев более низкого ранга акт совершался в саду азукаринина, а для самураев еще более низкого статуса - в тюрьме. Пешим воинам (которые не считались воинами) и простолюдинам не разрешалось совершать сэппуку. Согласно древней традиции, сэппуку совершалось в буддийском храме, а позже стало совершаться в доме или саду азукаринина.

Самурайская конная стрельба из лука "ябусамэ"

Ябусамэ - это вид конной стрельбы из лука в традиционной японской самурайской стрельбе. Лучник на бегущей лошади стреляет тремя специальными стрелами "с головкой репы" последовательно в три деревянные мишени. Этот стиль стрельбы из лука берет свое начало в начале периода Камакура. Минамото-но Ёритомо, один из первых самураев сёгуна, был встревожен отсутствием навыков стрельбы из лука у своих самураев. Он организовал ябусамэ как форму тренировки. В настоящее время лучшие места, где можно увидеть исполнение ябусамэ, - это Цуругаока Хачиман-гу в Камакуре и храм Симогамо в Киото (во время Аой Мацури в начале мая). Его также исполняют в Самукаве и на пляже в Дзуси, а также в других местах.

Ябусамэ - это японский традиционный навык, практика и обряд стрельбы свистящими стрелами с лошади, скачущей галопом. Считается, что раньше он назывался "ябасёма", потому что стрелы пускались с галопирующей лошади, а со временем был переименован в "ябусамэ". '

Стрельба из лука появилась в периоды Хэйан и Камакура и первоначально использовалась как метод для воинов на лошадях, чтобы практиковаться в стрельбе по врагу. Только избранным воинам разрешалось ездить верхом. Стрельба из лука верхом на лошади считалась одной из высших форм боевых искусств. В средневековые времена японские воины практиковали боевые искусства различными способами. Три вышеупомянутых способа стрельбы из лука верхом на лошади считаются репрезентативными и обозначаются общим японским термином "Киша" (стрельба из лука верхом). В отдельных соревнованиях правила и этикет каждой из форм сохранились до наших дней.
 
Как описано в разделе Chuyuki (дневник, написанный Фудзивара-но Мунетада) от 1096 года, ябусамэ практиковалось с периода Хэйан как практический боевой навык, выполняемый верхом на лошади. Техника, известная как "стиль Хидэсато ябусамэ", практиковалась в период Камакура, и самураи с энтузиазмом тренировались в этой забаве, проводя демонстрации на мероприятиях, организованных бакуфу (феодальным правительством Японии во главе с сёгуном).

Однако в периоды Муромати и Адзути-Момояма ябусамэ начало терять свое значение и на некоторое время стало непопулярным. В период Эдо, в 1724 году, по указанию сёгуна Ёсимунэ Токугава, Садамаса Огасавара, 20-й директор школы Огасавара, разработал новый стиль ябусамэ после изучения учебника Огасавара и обучил самураев, выполняющих подсобную работу, новой форме ябусамэ и касагакэ (снимание бамбуковой шляпы) наряду со старым стилем ябусамэ.

Ябусамэ проводилось в Такаданобаба (современное местонахождение: 3chome, Nishiwaseda, Shinjuku Ward, Tokyo) в посвящении северного святилища Анахатиман-гу в 1728 году как часть молитвенной церемонии, проведенной для излечения наследника Иэсигэ Токугава от оспы (ябусамэ снова было проведено там же десять лет спустя в знак признательности за полное излечение наследника Иэсигэ, и в память об этом событии был нарисован эмаки (свиток с картинками) под названием "Ябусамэ эмаки" (свиток с изображением стрельбы из лука верхом на лошади)). Помимо вышеперечисленного, ябусамэ часто исполнялось в церемониях, призванных отогнать зло в семье сёгуна, а также при молитвах о рождении детей и т.д.

Несмотря на то, что после распада бакуфу (сёгуната Токугава), вызванного реставрацией Мэйдзи, и в третий раз после начала Второй мировой войны и ее непосредственных последствий, ябусамэ потеряло популярность во второй раз, после окончания войны оно пережило возрождение и остается популярным по сей день. В настоящее время ябусамэ активно исполняется во многих местных районах Японии в качестве синтоистского ритуала и является одной из главных туристических достопримечательностей.

В отличии от самурев, нидзя это профессиональный шпион в феодальной Японии, хорошо обученный скрытности и секретности.

Ниндзя - это имя человека или группы людей, которые служили даймё (японскому территориальному владыке) или феодалу, занимаясь разведывательной деятельностью и убийствами в период с Камакура до Эдо в Японии. Ниндзя хорошо известны не только в Японии, но и во всем мире. Ниндзя были группой, которая в основном проводила тайные операции для феодала. Их положение отличалось от положения самураев или асигару (простых пехотинцев).

Недавнее исследование показало, что ниндзя были группой инженеров, обладавших обширными знаниями о животных и растениях, химии, а также группой агентов разведки, которые обладали большими физическими способностями и были строго дисциплинированы.

Ниндзя не носили "сплошной черный цвет"

Они часто описываются как "одетые в сплошной черный цвет", "носящие кусари-катабира (защитная одежда, сплетенная из цепей) внутри и красящие лицо черной тушью", "носящие меч на спине" или "проникающие на территорию врага под покровом темноты", но фигуру в черном костюме можно увидеть ночью, поэтому считается, что их костюм был темно-синего или цвета хурмы.

Большинство существующих костюмов, которые считаются "костюмом ниндзя", имеют цвет хурмы или похожие цвета. Так как они были сосредоточены на побеге, а не на борьбе, обычно они не носили тяжелые кусари-катабиры, чтобы быть как можно более ловкими. Меч, носимый на спине, стеснял их движения, обычно они пристегивали меч ремнем. Однако, когда они ползали под полом, они носили меч на спине, чтобы легко передвигаться в узком пространстве, и использовали его как щит.

Искусство ниндзюцу в темноте и при свете

Они проводили различные специальные тренировки и имели специальные инструменты, инструменты называются "нингу", а различные техники, включая искусство побега и боя, называются "ниндзюцу". Существует два вида ниндзюцу: "Иннин" (ниндзюцу тьмы) и "Ёнин" (ниндзюцу света). Иннин - это способ поиска внутренней информации и саботажа путем проникновения на территорию противника, скрывая себя, свой внешний вид ниндзя, который обычно люди представляют себе в этой ситуации.

С другой стороны, ёнин - это способ достижения цели с помощью хитрости, выставляя себя на всеобщее обозрение. Сюда относятся так называемые разведка, заговор и операция по разделению. Некоторые кобудзюцу (старые манеры японского боевого искусства) до сих пор несут в себе следы ниндзюцу.

Ниндзя возникли в период Воюющих государств в Японии

Существует несколько теорий о происхождении ниндзя. Они сформировали несколько групп в регионах вокруг Японии. В частности, известны группы ниндзя, которые базировались в Кога и Ига. В этих местах было много домов ниндзя, и они проводили ежедневные тренировки. Поскольку в период Камакура большинство территорий Кога и Ига были сёнами (поместьями в средневековой Японии), они не контролировались ни сюго (провинциальным чиновником), ни дзито (управляющим и хозяином поместья). Но когда в период Сэнгоку (в Японии) система сёнов рухнула, за власть боролись десятки групп дзидзамураев. Считается, что "ниндзюцу" возникло спонтанно в условиях, когда каждый дзидзамурай всегда вел информационную и партизанскую войну за сохранение власти.

Ниндзя работали на самураев и одновременно боролись против них

В провинции Ига три семьи джонин (ниндзя высшего класса), клан Фудзибаяси, клан Момоти и клан Хаттори, контролировали других дзидзамураев и приняли коллегиальную систему, чтобы сформировать территорию, не контролируемую даймё (японским территориальным самурайским владыкой) в период Сэнгоку (период воюющих государств).

Они объединились и боролись против вторжения извне. Когда известный самурай Нобунага ОДА послал Кацутоси ТАКИГАВА управлять провинцией Ига, они отстранили его от власти, а также уничтожили армию Нобукацу ОДА, вторгшуюся в качестве возмездия (первая война Тэнсё Ига). Когда Нобунага составил заговор с частью врагов и снова вторгся с большой армией, другие группы ниндзя в провинции Ига понесли катастрофический урон (вторая война Тэнсё Ига). Говорят, что Танба Момочи и другие сто ниндзя бежали в Негоро, провинция Кишу.

Ниндзя из Ига стали наниматься в бакуфу Эдо (феодальное правительство Японии, возглавляемое самурайским сёгуном), потому что когда Иэясу Токугава посетил Сакаи (современный город Сакаи, префектура Осака) для осмотра достопримечательностей во время инцидента в Хоннодзи, они сопровождали и помогали ему пройти через провинцию Ига.

В частности, к Масанари ХАТТОРИ было проявлено повышенное внимание, в честь него были названы одни из ворот замка Эдо-дзё, которые до сих пор сохранились как географическое название Токио - "Ханзомон". Помимо поиска внутренней информации о территориальных владыках для сёгуната Токугава, они поддерживали мир в городе-замке Эдо-дзё в качестве досин (полицейский констебль), проводя наблюдения вблизи замка Эдо-дзё, охраняя О-оку (внутренние залы замка Эдо, где проживает жена сёгуна и ее слуги) и управляя пустующими резиденциями.

Есть сведения, что во время войны в Симабара отряд ниндзя Кога пробрался в замок Хара-дзё, где забаррикадировались бунтовщики, и обнаружил, что провизия у бунтовщиков на исходе.

Знаменитый поэт хайку Басё был также ниндзя

Поэт хайкай, Басё Мацуо, который в период Эдо путешествовал по провинциям, был родом из района, где сейчас находится город Ига, префектура Миэ. Таким образом, существует теория, что Басё Мацуо на самом деле был ниндзя или шпионом, и это используется в качестве темы для романов и т.д. В качестве основы для теории был использован тот факт, что 47-летнему человеку физически трудно преодолевать десятки километров в день, как описано в его знаменитой книге "Узкая дорога на глубокий Север".

Художник укиё-э Хокусай Кацусика, живший в период Эдо, также считается коги-онмицу (ниндзя сёгуната). Когда Курофунэ (Черные корабли) под командованием коммодора Мэтью Пэрри прибыли к побережью Урава, сёгунатные шпионы провели расследование, и это была последняя деятельность так называемых ниндзя.

И ниндзя, и самураи исчезли в мирный период Мэйдзи

В период Мэйдзи управление было передано новому правительству Мэйдзи, а японская армия и флот были созданы в рамках политики модернизации, после чего ниндзя потеряли свою работу. Говорят, что после того, как ниндзя потеряли место своей деятельности, они получили новые профессии, такие как фермеры, полицейские, пиротехники с особыми навыками использования огня, врачи или фармацевты со знанием медицины. После появления Курофунэ о существовании ниндзя забыли, но с конца 1950 года ниндзя стали появляться в романах и драмах, и они снова стали узнаваемы среди японцев.

Две самые известные школы ниндзя

Школа ниндзя КОГА (КОКА)

Школа Кога (или Кока) - самая известная школа ниндзюцу (техника ниндзя) наряду с Ига-рю, но это название относится к совокупности школ, происходящих из района Кока в провинции Оми, а школы с названием "школа Кога" не существовало. Кога, первоначально произносимое как "Кока", является топонимом, но только когда речь идет о ниндзюцу, ошибочно произносимое "Кога" стало общепринятым.

Ига-рю существует в регионе, отделенном лишь горой от школы Кога.

Характеристика школы Кога

Она возникла в современных городах Кока и Конан в префектуре Сига. Представители школы Кога обычно занимались земледелием или торговлей, собирая информацию в различных местах, и, получив вызов, отправлялись на фронт или в тыл сражений, чтобы заниматься шпионажем. Среди школ ниндзюцу школа Кога обладала высокими навыками в области медицины, о чем свидетельствует тот факт, что и сегодня в Кока расположены многие фармацевтические компании.

Хотя Кога принадлежала клану Роккаку, она образовала сосон (община, состоящая из крестьянской самоуправляемой ассоциации), в которой все вопросы решались и управлялись большинством (система совета). В то время это было довольно необычно даже на общенациональном уровне.

У ниндзя Кога не было джонина (высший уровень ниндзя), а высшим уровнем ниндзя Кога был чунин (средний уровень ниндзя).

В конце периода Муромати клан Сасаки Роккаку из провинции Оми неуклонно наращивал военную мощь с замком Каннондзи-дзё в качестве штаб-квартиры и начал пренебрегать приказами сёгуната Асикага или даже игнорировать их, поэтому в 1487 году сёгун Ёсихиса Асикага послал армию, чтобы подчинить клан Роккаку, и разразилась битва. Эта битва получила название "Магари но дзин".

Когда Ёсихиса мобилизовал даймё (японских феодалов) из разных провинций и приблизился к замку Каннондзи-дзё, штаб-квартире клана Роккаку, отец и сын Хисаёри и Такаёри Роккаку перебрались в замок Кока-дзё, чтобы избежать прямой конфронтации. Затем Ёсихиса перенес штаб-квартиру в храм Магари-но Аньо-дзи, расположенный в уезде Курита-гун, и напал на замок Кока-дзё, замок Кока-дзё пал, но отец и сын Роккаку бежали и приказали воинам Кога, которые последовали за ними, оказывать упорное сопротивление Асикага, ведя партизанскую войну в горах.

Говорят, что воины Кога воспользовались географическим преимуществом в горах, чтобы совершать различные внезапные нападения на армию бакуфу и мучили их, используя огонь и дым на штаб-квартире Ёсихиса в течение ночи.

Таким образом, битва закончилась нелегко, но смерть Ёсихисы в бою в 1489 году ознаменовала конец трехлетнего конфликта, и клан Роккаку выжил. Имя воинов Кога стало известным по всей стране, поскольку их неуловимая и эффективная партизанская война и высокая боеспособность в этой битве были столь впечатляющими. 53 семьи дзидзамураев (буквально - воинов земли), участвовавших в этой битве, были названы "53 семьи Кога" (среди них семьи, получившие грамоту от клана Роккаку за участие в битве и оцененные по достоинству, назывались "21 семья Кога"), и они вели активную разведывательную и боевую деятельность под руководством клана Роккаку до тех пор, пока область Кока не была захвачена Нобунагой ОДА.

После того, как регион Кока перешел под контроль Хидэёси Тоётоми от Нобунаги ОДА, воины Кога в основном занимались шпионажем за Иэясу Токугава. Этот факт был отражен в сказках или Ёмихон (книгах для чтения) в период Эдо, в виде историй "силы ниндзя Ига против сил ниндзя Кога". На самом деле это была война по доверенности между Токугавой и Тоётоми, но из-за этого сюжет противостояния "Ига против Кога" часто появляется в романах или мультфильмах о ниндзя и сегодня.

Школа ниндзя ИГА

Школа Ига - одна из самых известных школ ниндзюцу, также как и школа Кога.

Она располагалась в нынешних городах Ига и Набари в префектуре Миэ. По приказу они отправлялись на поле боя или в соответствующую местность для участия в маневрах, а также искали информацию о каждом регионе, работая в качестве крестьян или разносчиков в своей повседневной жизни.

Школа Ига отличалась от школы Кока, которая находилась в другом районе, разделенном горой, тем, что ниндзя Кока посвящали свою верность одному господину, в то время как ниндзя Ига не имели никаких отношений со своим работодателем, кроме финансового контракта, заключенного с ним.

Школа Ига также была известна своим уникальным методом обучения, таким как бег через Ичи-ри, и это была их традиция - выращивать превосходных ниндзя, давая им такие тяжелые тренировки с самого детства. Иногда Ига-госи даже посылал ниндзя по просьбе обоих враждовавших между собой нанимателей. Поэтому от них требовался гораздо более твердый дух, чем от ниндзя других школ, готовый к тому, что им придется быстро вынести решение даже за своего товарища. "Нунинсэйбай" был крайним проявлением их духа, что означало, что любое предательство и побег были строго запрещены.

В период Эдо, однако, обстоятельства изменились, и они, похоже, были довольно благосклонно приняты, чтобы оставить ниндзя и вернуться в поле, потому что это помогло сократить расходы на зарплату Мусоку.

С периода Камакура до периода Муромати мелкие феодалы набирали силу в каждом регионе и враждовали друг с другом в пределах провинции Ига. По этой причине люди начали изучать технику партизанской войны для самозащиты. Это и стало причиной возникновения Ига Ниндзя.

Провинция Ига была географически непригодна для земледелия из-за глинистой почвы, образовавшейся из древнего слоя озера Бива. Особенно в условиях нехватки воды рисовые поля трескались и терпели разрушительный ущерб. По этой причине жители провинции Ига стали работать наемниками в каждом регионе вдали от дома.

В период Сэнгоку провинция Ига сформировала самоуправляемую общину с сильной системой советов под названием "ига сококу икки", будучи при этом связанной с кланом Ники, Ига Сюго. В случае Ига, однако, сила речи влиятельных джонинов Мияке (клан Хаттори, клан Момочи и клан Фудзибаяси) была настолько сильна, что люди следовали их мнению большую часть времени, когда происходило воссоединение.

С другой стороны, в Кока сформировалось самоуправляющееся сообщество под названием "Со", в котором люди имели равное положение и соблюдался принцип принятия решения большинством, поэтому оно противопоставлялось управлению "ига сококу икки". Вообще, может сложиться впечатление, что Ига и Кока были старыми врагами, как масло и вода, но это заблуждение. Скорее, они считали, что даже если они будут противостоять друг другу в месте, разделенном горой, как соседи, ничего выгодного не будет, и что люди в Ига и люди в Кока всегда должны быть в отношениях сотрудничества, и они взяли на себя обязательство дать отпор врагу, если территория, принадлежащая одному из них, будет захвачена.

В 1579 году Кай Симояма, один из ниндзя Ига, предал своих товарищей и сообщил Нобуо Ода, второму сыну Нобунага Ода, об упадке объединенной державы Ига и предложил вторжение. Нобуо, осведомленный о словах Симоямы, немедленно отремонтировал расположенный на границе замок Маруяма-дзё (провинция Ига) и решил сделать его плацдармом. Но заговор Нобуо так быстро достиг ушей жителей Ига, и Нобуо потерпел огромное поражение в результате внезапной атаки освобожденных ниндзя. Это и есть Первая война Ига.

Разгневанный таким исходом Нобунага гневно обрушился на Нобуо, который без разрешения двинул армию, и напутствовал его, предлагая разорвать их отношения, но через два года, в 1581 году, он сам вторгся в провинцию Ига, ведя за собой около 40 000 солдат. Это событие получило название "Вторая война Тэнсё Ига". Удивленные, жители провинции Ига немедленно решили поднять армию и сразиться с Нобунагой.

Однако Мицуо ТАРАО, один из ниндзя Кока, которые должны были сотрудничать с Ига, отозвал двух других ниндзя из Ига, чтобы поставить их на службу в качестве проводников Удзисато ГАМО на стороне Ода. По этой причине замки, в которых забаррикадировались люди Ига, были последовательно захвачены, а падение замка Касивабара-дзё, который оставался до конца, положило конец войне Тэнсё Ига.

Во время открытия замка Касивабара-дзё армия Оды и силы Ига пошли на компромисс, чтобы обезопасить жизнь людей Ига (во многих художественных книгах описывается, что тысячи людей были убиты в результате тщательного притеснения, а ниндзя, которые смогли скрыться от следствия, рассеялись по всей стране).

После этого ниндзя Ига, получившие известие о смерти Нобунаги во время инцидента в Хоннодзи, подняли восстание и вызвали конфликты в каждом регионе.

Один из известных эпизодов: Иэясу Токугава, находившийся в городе Сакаи, после инцидента Хоннодзи поспешил вернуться в провинцию Микава, охраняемую Масанари Хаттори и другими. Это называется Игагоэ (дословно - переправа через Игу).

Когда земли Кока перешли под контроль Хидэёси Тоётоми через Нобунагу, ниндзя Кока в качестве основной миссии было приказано следить за Иэясу. Вследствие этого ниндзя Ига было поручено выследить и убить ниндзя Кока. Это стало темой для повествования кодан или ёмихон (читатель) в форме "Ига-ниндзя против Кока-ниндзя" в период Эдо. Но на самом деле это была не что иное, как альтернативная война между Токугавой и Тоётоми.

В период Эдо достижения "игагоэ", упомянутые выше, были оценены по достоинству, и они были приняты на работу в бакуфу Эдо в качестве игагуми-досин (полицейских констеблей) под началом Масанари, который обычно известен как Ханзо Хаттори. По этой причине о Масанари иногда рассказывают, будто он сам был ниндзя, но Масанари, скорее, казался воином, который проявил себя на полях сражений. Подробности см. в статье о Масанари Хаттори.

Нингу (оружие или инструмент ниндзя)

Шинобигатана - это меч, который, как говорят, используется ниндзя и также называется ниндзято. Размер и форма Шинобигатаны разработаны для улучшения портативности и функциональности по сравнению с самурайским мечом "Катана".

Большинство "Шинобигатана (Ниндзято)", передаваемых в настоящее время, имеют длину между обычным Учигатана и вакидзаси (коротким мечом) и классифицируются как Нагавакидзаси (длинные вакидзаси). Он имеет лишь небольшое искривление, характерное для японских мечей, и тело клинка классифицируется как "Прямой меч". Гарда меча большая и угловатая, а ситао (струна) длиннее, чем у обычного самурайского меча; ножны матовые, чтобы они не блестели при отражении света от их поверхности, а кончик ножен сделан из металла и образует острый угол. Гарда меча Шинобигатана большая и угловатая, и ее использовали как альтернативу лестнице, чтобы поставить на нее ногу.

Как правило, на ножнах меча есть кусок веревки, называемый шитао, а веревка шинобигатаны длиннее, чем у обычного меча, и веревка использовалась для сбора меча после того, как он использовался в качестве альтернативы лестнице длиной 1 м.

Ножны Shinobigatana покрыты черным и матовым лаком, чтобы предотвратить отражение и сделать его незаметным. Кодзири на конце ножен сделан из металла и находится под острым углом, чтобы его можно было вбить в землю или использовать как оружие. Некоторые кодзири являются съемными и используются для хранения лекарств и т.д., и говорят, что цилиндрические ножны использовались как трубка, чтобы прятаться под водой. Когда они сражаются в темноте, то обнаруживают врагов, зацепив ножны за кончик меча.

Сюрикен (метательные клинки ниндзя)

Сюрикен - это небольшое оружие в форме меча или иглы, которое бросают в противника, чтобы уменьшить его боевую мощь. Они широко известны как оружие, используемое ниндзя. Они также известны как токен (метательные мечи), сюрикен (метательные лезвия), маленькие метательные лезвия, падающие звезды и маленькие метательные лезвия.

Издавна существовали способы избежать опасности или ранить врага, бросая в него оружие, но среди других видов оружия использовались цубутэ (метательные камни), короткие мечи, утине (метательные стрелы), утия (метательные стрелы), иглы. Короткие мечи и утине были несколько дороговаты и непригодны для многократного использования, учия были слишком громоздкими, чтобы носить их с собой, а иглы были недорогими, но не обладали достаточной силой. Именно в конце периода Муромати появился сюрикен в той форме, которая известна сегодня, как доступное оружие специально для метания, лишенное этих недостатков. Считается, что не только форма, но и само слово "сюрикен" закрепилось именно в этот период.

Техника использования сюрикена иногда включается в Бугэй Дзюхаппан (18 навыков боевых искусств), но в отличие от фехтования, она могла быть использована для убийства с помощью яда, и поэтому не слишком процветала как военное искусство, выполняемое открыто. Поскольку в этой технике вместо тотеки (броска) используется предмет, находящийся под рукой, ее можно использовать и сегодня для самообороны.

Два типа лезвий сюрикенов

Сюрикены можно разделить на два типа: курумакен (колесный сюрикен) и бо сюрикен (палочный сюрикен).

Курумакены имеют лезвия, расположенные на крестообразной железной пластине, а бо-сюрикены представляют собой небольшие палочки из железа с одним или двумя заточенными концами. Курумакены стабилизируются при вращении в воздухе во время тотеки, поэтому точность попадания в цель может повыситься после относительно короткого периода тренировок.

С другой стороны, недостатком является то, что звук, который они издают при вращении, позволяет легче заметить цель, а также то, что их неудобно носить с собой. Кроме того, поскольку он не пронзает цель глубоко, он недостаточно эффективен для убийства или ранения противника, но иногда эта слабость компенсируется нанесением яда на лезвие. Для этого на лезвие может быть нанесен медный сплав.

В зависимости от количества лезвий, направленных в радиальном направлении, их называют запечатанными поперечными лезвиями, роппокен (шестилезвийный сюрикен), хаппокен (восьмилезвийный сюрикен), десятилезвийный сюрикен и другие типы.

Бо-сюрикен - это оружие простой формы, но длина, центр тяжести и другие факторы зависят от школы. Он преодолевает недостатки курумакена, такие как портативность, способность убивать и ранить, а также звук при броске, но требует более развитых навыков. Для того чтобы его было удобно носить, существуют пары бо-сюрикенов с лезвиями с обеих сторон, закрепленные посередине как ножницы, чтобы при ношении закрываться в форме палки, а при использовании раскрываться в форме креста.

В школе Нэгиси-рю используется тяжелый сюрикен с центром тяжести в передней части, призванный стабилизировать полет оружия, а также увеличить его силу. В зависимости от практикующего, в качестве "сюрикена" могут использоваться различные предметы, например, сюрикен "хё" (также известный как китайский стиль), имеющий форму наконечника стрелы, или необычайно тяжелые и огромные сюрикены.

Три стиля нанесения ударов лезвиями сюрикенов

Слово "удар" используется вместо "бросок" для сюрикенов, но писатели могут использовать "бросок" в романах из соображений, что это не общепринятое выражение. Кроме того, "удар сюрикеном" также описывается как daken (ударный нож). Например, в случае с бо-сюрикеном существует три основных техники дакен.

Чокудахо (техника прямого броска)

Расположитесь таким образом, чтобы острый конец был направлен вверх. Это метод броска, при котором после выхода из руки заостренный конец остается направленным к цели во время полета. Он не летит прямо, а летит по дуге, как при колющем движении меча.

Хантендахо (техника броска с половинным вращением)

Это метод броска, в котором острый конец удерживается в противоположном направлении, а меч в момент удара перевернут и летит так же, как "чокудахо". Удар наносится в таком перевернутом положении и не вращается.

Кайтэндахо (метод вращения)

Это метод броска, при котором после выхода из руки оружие вращается до тех пор, пока не попадет в цель. Этот метод тотеки распространен в курумакэн и метании ножей на Западе, а в тотеки курумакэн необходимо движение, как при вращении меча. Это метод многократного вращения, используемый для увеличения силы и повышения точности. В случае больших запечатанных крестообразных клинков в одном из методов тотеки один из мечей захватывается пальцем, положенным на другой меч, и меч заставляют вращаться, нанося по нему удары молоткообразными движениями. Между тем, в метании ножей цель поражается путем регулирования скорости броска и способа вращения, а также в зависимости от расстояния до цели. Среди японских техник сюрикенов "чокудахо" является самым базовым способом дакен, но это уникальная техника с международной точки зрения.

Особое искусство боевых действий и боевое искусство ниндзя

Ниндзюцу - это общий термин для обозначения техник, используемых ниндзя, которые были активны в период Муромати и Сэнгоку, для сбора разведданных или дестабилизации разведданных против вражеского лагеря, а также боевых искусств и боевых искусств, необходимых для выполнения операций ниндзя. 

Ниндзюцу включает в себя различные боевые искусства, такие как фехтование и дзюдзюцу, но снаряжение (оружие), специфическое для ниндзюцу, называется нингу или нинки. Кроме того, учения некоторых школ японских боевых искусств включали в себя ниндзюцу. 

Ниндзя Ига преуспели в индивидуальном ниндзюцу, а Кога - в групповом ниндзюцу.

Техники проникновения в лагерь противника для сбора разведданных описаны в "Ниндзюцу-сё" (книга о ниндзюцу), например, Мансэй (или Бансэй) Шукай и Сёнин-ки. Хорошо известны школа Кога, которая боролась против бакуфу Муромати (японского феодального правительства во главе с сегуном), и школа Ига, прославившаяся благодаря Ханзо Хаттори, который был приближенным Иэясу Токугава. Школа Ига преуспела в индивидуальной деятельности, а школа Кога - в групповой. Говорят, что в Японии существовало до 49 школ ниндзюцу, включая "Хагакурэ", "Тогакурэ", "Кумогакурэ".

Название известных ниндзюцу

Гоша но дзюцу
Это искусство, в котором пять словесных навыков позволяют психологически контролировать другого человека в разговоре.

Киша но дзюцу
НиндзюцуЭто умение хвалить другого человека и следить за шансом.

Доша но дзюцу
Это умение заставить другого человека разозлиться и потерять хладнокровие.

Айша но дзюцу
Умение вызывать симпатию.

Ракуша но дзюцу
Это умение заставить другого человека завидовать и потерять желание бороться. Если обстоятельства позволяют, он сможет одержать верх над противником.

Kyosha no jutsu
Это умение играть на страхе другого человека, используя суеверия и т.д., и заставить его потерять желание бороться.

Тондзюцу (искусство ниндзя убегать)
Это умение заставить врагов застрять, когда ниндзя убегает от них. В частности, катон (тондзюцу с использованием огня), суйтон (тондзюцу с использованием воды), дотон (тондзюцу с использованием грязи), мокутон (тондзюцу с использованием дерева) и кинтон (тондзюцу с использованием ценного предмета) называются готон (пять тондзюцу).

Чудзютон но дзюцу
Это искусство тондзюцу с использованием насекомых и животных.

Тэнда-но дзюцу
Это искусство подачи дезинформации шпионам противника

Коппо дзюцу
Это боевое искусство с использованием голых рук

Киай дзюцу
Это искусство ниндзюцу с использованием жизненной энергии

Нин кэндзюцу
ниндзюцуЭто искусство боя на мечах и убийства ниндзя

Сюрикен дзюцу
Это искусство ниндзюцу с использованием оружия сюрикен

Ка дзюцу
Это искусство ниндзя с огнем для нападения и защиты

Со дзюцу
Это искусство владения копьем ниндзя